Существенное снижение поставок и добычи нефти маловероятно. Такие ожидания LS озвучил экономист Вячеслав Додонов, оценивая повреждения на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
В беседе с LS он предположил, что простой на КТК не будет настолько длительным, чтобы его последствия проявились в среднесрочной перспективе. Он пояснил, что у данного объекта есть три выносных причальных устройства (ВПУ), из которых два работают постоянно, а одно находится в резерве. Напомним, в минувшую неделю ВПУ-2 пострадало в результате террористической атаки.
"Можно предположить, что вместо поврежденного будет использовано резервное, и ограничения отгрузки либо не будет вообще, либо оно будет минимальным. Уже прошли сообщения о том, что новое ВПУ, которое должно было планово заменять старое, будет досрочно введено в эксплуатацию в декабре. В общем, я думаю, КТК разберется и с этой проблемой, как оно разбиралось раньше с другими, и длительного простоя не будет, во всяком случае, такого, который может повлиять на устойчивость нефтяных доходов. На устойчивость этих доходов гораздо сильнее влияет снижение нефтяных цен в этом году", – считает В. Додонов.
Также экономист не ожидает, что данная ситуация может заметно сократить экспорт и добычу черного золота. По его словам, роль нефтяного сектора в казахстанской экономике постепенно снижается уже в течение нескольких лет, и ее замещают другие виды деятельности, в первую очередь сфера услуг.
"В экспорте же очень значительный рост происходит по линии экспорта услуг, но это остается за кадром традиционной аналитики, потому что у нас принято говорить об экспорте исключительно товаров – анализируется структура, динамика и пр. Между тем экспорт услуг в последние годы ежегодно устанавливает рекорды по объему и составляет около $12 млрд, что достаточно много и превышает объемы экспорта всех товарных позиций, кроме нефти", – подчеркнул собеседник LS.
Говоря о том, как инцидент на КТК скажется на бюджетных поступлениях, экономист напомнил, что нефтяные доходы не влияют на них напрямую, поскольку идут в Нацфонд и уже оттуда через трансферты попадают в казну.
"Поэтому гипотетическое ограничение доходов от нефтяного сектора не вызовет никакого немедленного эффекта для бюджетных поступлений", – отметил он.
Одновременно с этим В. Додонов признал, что зависимость республики от КТК сохраняется и несет определенные проблемы. Однако изменить положение вещей в данной сфере непросто: трубопроводная инфраструктура не предполагает возможности свободного выбора альтернативного пути. Экономист объяснил, что КТК – это единственный канал поставок нефти с подобной мощностью, других таких нет. В то же время существуют экспортные маршруты, прежде всего в Китай и еще один российский.
"Но каждый трубопровод связан с конкретными месторождениями, и маневрировать поставками топлива (в случае ограничения пропуска по какому-то из направлений) невозможно с такой же легкостью, как, например, поставками муки. Слишком много технологических и других ограничений. Кроме того, надо учитывать, что нефть поставляет не страна Казахстан, а те компании и консорциумы, которым она принадлежит, которые ее добыли. И эти предприятия, а не государство РК, решают, по каким маршрутам им ее поставлять с учетом экономической целесообразности, сколько ее поставлять (отсюда постоянные проблемы с выполнением Казахстаном обязательств в рамках ОПЕК+), какие и куда трубопроводы строить, пользоваться ли нефтехранилищами или нет", – добавил он.
Диверсификация маршрутов экспорта могла бы минимизировать последствия подобных атак, но и с реализацией данной меры имеются определенные трудности. Как отметил экономист, эти каналы поставок должны строить инвесторы, которые по различным причинам считают это нецелесообразным.
"Государство как таковое за бюджетные деньги это делать не может, да и не должно. Государственная нефтяная компания не имеет основной доли в крупных месторождениях, поэтому не может строить альтернативные нефтепроводы, которые потом не сможет загрузить собственной нефтью", – резюмировал В. Додонов.
Ранее эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов рассказал LS о том, что ВПУ-2 невозможно восстановить быстро. По его словам, такие установки довольно сложны с технологической точки зрения, и раньше они были только у американских компаний. Также он не исключил, что впоследствии авария на КТК приведет к снижению экспорта и добычи черного золота. Более того, существенные затруднения поставок в прежних объемах в любом случае начнутся.
Между тем министерство энергетики уже работает над развитием альтернативных путей. Как отметили в ведомстве, на сегодня достигнуты договоренности и ведутся танкерные отправки через Каспий и далее на европейские рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. В этом году планировалось довести объем экспорта до 1,7 млн тонн (1,4 млн тонн в 2024 году).


.jpg)






