В Казахстане хотят ужесточить требования к НПЗ, чтобы из страны не вывозили полуфабрикаты для качественного бензина, передает LS.
Согласно проекту концепции министерства энергетики, с 1 января 2029 года предлагается ввести новые требования к нефтеперерабатывающим заводам. Теперь, согласно изменениям, они будут обязаны производить востребованные ГСМ в объеме не менее 45% от общего выпуска продукции. Сам перечень таких товаров утверждается уполномоченным органом.
Как говорится в обосновании к проекту, на сегодня такие виды ГСМ (сжиженный газ, топливо класса К-4, К-5) на трех крупных НПЗ в Атырау, Павлодаре и Шымкенте создаются в размере от 60% до 75% от общего показателя.
При этом в стране функционирует более 30 мини-НПЗ, которые обладают потенциальными возможностями переработки 4,5 млн тонн нефти в год по заявленной документации. Однако выпускаемая продукция – "полуфабрикат" – не соответствует требованиям стандартов и технических регламентов.
По действующему законодательству, предприятия имеют право делать продукцию по стандартам организации. Это приводит к установлению собственных требований, не противоречащих декларированию по коду ТН ВЭД и не запрещенных к вывозу из страны.
"Данное обстоятельство зачастую приводит к вывозу из страны жирной фракции, из которой при дальнейшей переработке можно получить топливо экологического класса К-4", – сообщили в Минэнерго.
По итогам анализа, на сегодня 70-90% продукции мини-НПЗ экспортируется, так как не находит применения на внутреннем рынке.
"Экспортируя полуфабрикаты или полусырье (по сути нефть) при формальной переработке под видом в основном мазута, они получают возможность уплачивать налог по сниженной ставке (экспортная пошлина, рентный налог и НДПИ) в 4 раза меньше, или вместо 90 тыс. до 22 тыс. за тонну. При объеме переработки нефти в 800 тыс. тонн в год разница в доходе между экспортом нефтепродуктов и экспортом нефти составила 51,5 млрд тенге. Вышеуказанные сведения указывают на то, что данные предприятия ведут деятельность, которая не отвечает стратегическим и экономическим интересам страны", – сообщают в министерстве.
Также в документе отмечается, что за счет принятых мер снизится зависимость от импорта за счет роста внутреннего производства.
Помимо этого, будут обеспечены бесперебойные поставки топлива.
А при достаточном выпуске в стране снижается риск колебаний цен на ГСМ, дефицита и спекуляций.
Сама отрасль будет развиваться за счет роста конкуренции между производителями нефтепродуктов. Кроме того, в Минэнерго отмечают энергетическую, экономическую и социальную безопасность.
В министерстве добавляют, что в развитых странах подобные заводы создают максимально возможное количество востребованных рынком нефтепродуктов (до 70-80 %).
В то же время в ведомстве допускают, что новые обязательства для НПЗ малой мощности приведут к административным расходам, так как необходимо установить дополнительное технологическое оборудование, которое нарастит выход светлых ГСМ. Кроме того, понадобятся инвестиции в очистку и переработку низкокачественного сырья, внедрение систем управления качеством и сертификации продукции.
По предварительным расчетам, стоимость модернизации составит около $20 млн на мощность 100 тыс. тонн переработки в год (за основу взята стоимость АНПЗ). Плюс ежегодное обслуживание в размере 433 млн тенге.
В министерстве добавляют, что обязательства по выпуску не менее 45% востребованной продукции с 2029 года не предусматривают заведомо неисполнимых обременений, которые могут повлиять на деятельность маломощных НПЗ.
В министерстве напомнили, что в Казахстане рост потребления ГСМ опережает производство востребованных нефтепродуктов. В том числе бензина, дизтоплива, а также сжиженного газа. В 2024 году спрос составил 12,1 млн тонн. По авиатопливу республика на 35% зависит от импорта. Кроме того, страна периодически закупает дизтопливо за рубежом. В 2024 году "КазМунайГаз" впервые с 2019 года был вынужден закупить АИ-92 у российской компании "Татнефть", чтобы не допустить дефицита из-за проведения планового профилактического ремонта на Атырауском НПЗ. В связи с этим возникает необходимость увеличения мощностей по выпуску востребованных нефтепродуктов.
Кроме того, чрезмерная загруженность трех крупных НПЗ приводит к незапланированным остановкам технологических установок, а также авариям, которые влекут за собой многомиллионные убытки для компаний и заблаговременный износ оборудования. С 2020 по 2022 год зафиксировано порядка 127 фактов внепланового простоя оборудования на всех трех заводах из-за аварийных ситуаций: 2020 год – 36, 2021 год – 40, 2022 год – 51.
Говоря о росте потребления, в министерстве отметили, что если в 2023 году объем использования АИ-92 составил 4,257 млн тонн, то в 2024 году показатель увеличился до 4,332 млн тонн. Спрос на АИ-95 вырос с 927 тыс. тонн в 2023 году до 1,028 млн тонн в 2024 году, дизтоплива – с 5,45 млн тонн до 5,738 млн тонн. Тенденция к усилению востребованности сохраняется.
Вместе с тем в 2024 году было выпущено 4,364 млн тонн АИ-92, 1,003 млн тонн АИ-95 и 5,316 млн тонн ДТ.
Ранее LS сообщал, что бензин в стране подорожает.