С трансформацией "Қазақстан темір жолы" в национальную транспортно-логистическую компанию в отрасль должны прийти новые инвестиции. Таким мнением поделился с LS гендиректор Ассоциации грузовых ж/д перевозчиков Евгений Больгерт.
По его словам, новая транспортно-логистическая компания могла бы в партнерстве с частными инвесторами развивать или реализовывать крупные стратегические инфраструктурные проекты.
"Речь идет и о тех проектах, которые были упомянуты в выступлении главы государства, именно потому что они связаны с транзитным коридором, проходящим через Казахстан. Но также это проекты, которые будут способствовать более оперативному прохождению грузов через пункты перехода в Казахстане, где будут появляться больше вариантов для выбора перевозчика и будут доступны локомотивы способные полноценно перевозить грузы", – считает Больгерт.
В ассоциации надеются, что данная компания займется вопросами обновления локомотивного парка, а также не станет препятствием для демонополизации ряда секторов в ж/д отрасли. По словам собеседника, все эти проблемы не должны уходить на второй план, а остаться приоритетными, как того требовал президент.
"Параллельно с этим трансформация, которая, безусловно, необходима КТЖ, должна проходить без ущерба для развития конкурентных секторов, которые сегодня либо сложились, либо зарождаются и требуют поддержки. Отрасль ожидает именно создание полноценной инфраструктурной компании в лице КТЖ, которая бы стала эффективным оператором магистральной железнодорожной сети, работала над увеличением пропускной способности, развивала бы не только транзит, но и экспорт. А также повышала эффективность внутриреспубликанских перевозок", – считает Больгерт.
Он отметил, что эти меры помогли бы оптимизировать и оздоровить компанию, в том числе, позволят привлекать финансовые ресурсы для инфраструктурных проектов. По его словам, со стороны менеджмента компании нужны взвешенные шаги. В частности, он считает, что при наделении функционалом компании КТЖ нужно подходить максимально прагматично.
"Так, уже был опыт, когда в структуру КТЖ передавали транспортно-логистические центры, вокзалы, порты и так далее. То есть была попытка создать большую мультимодальную логистическую компанию, которая, к сожалению, не доказала свою жизнеспособность и эффективность. В данном случае прагматизм, о котором я говорю, как раз-таки необходим для создания такой модели – новой транспортно-логистической компании, где учитывали бы опыт прошлых лет без повтора ошибок. Это стало бы как раз драйвером развития железнодорожной отрасли и всего транспортно-логистического комплекса", - добавил представитель ассоциации.
По мнению Больгерта, созданная компания должна фокусироваться именно на инфраструктурной работе. В частности, в качестве некоего отраслевого интегратора, который будет способствовать развитию новых и конкурентных секторов рынка.
"Если же трансформация замкнется на создании благоприятных условий или создания дополнительных возможностей улучшения финансового положения и получения привилегированных условий национальной железнодорожной компанией, то это, возможно, даст краткосрочный эффект. Но не позволит решить системные отраслевые задачи, которые безусловно требуют консолидации всего рынка, и частных компаний и нацкомпании со всей ее структурой. То есть со всеми дочерними и аффилированными компаниями", – считает гендиректор.
Также Больгерт отметил, что в текущих условиях, когда меняются логистические цепочки и геополитическая ситуация, необходима диверсификация маршрутов, которыми располагает Казахстан и которые республика готова предлагать для транзитного грузопотока и для экспортных направлений.
"Но в то же время важно оценивать и риски, которые могут совершенно в неожиданном ключе возникнуть и повлиять на логистику. К примеру, потенциальные риски, с которыми может столкнуться национальная железнодорожная компания или ее дочерние структуры, связанные с санкционными ограничениями, либо повторение ковидных ограничений", – добавил он.
По его словам, для этого нужно решить вопрос о диверсификации перевозочного процесса. В ассоциации считают, что для этого в Казахстане нужно взращивать альтернативные перевозочные компании, которые могли бы сбалансировать ситуацию и позволить диверсифицировать перевозочную деятельность.
"В завершение, наверное, было бы справедливо привлечь и отраслевое экспертное сообщество, и общественность к обсуждению той трансформации, которая будет происходить с КТЖ, и, безусловно повлияет на всю отрасль", – резюмировал собеседник.