В каком направлении будут развиваться казахстанские торговые сети, попытались разобраться профучастники рынка в ходе конвента World of trade 2019, передает LS.
Коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева рассказала, что первый магазин торговой сети в Казахстане открылся ровно 20 лет назад. Но традиционная розница (маленькие магазины) до сих пор составляет 38% всех торговых точек страны, тогда как супермаркеты и гипермаркеты в количественном выражении занимают 3% рынка. Кроме того, у покупателей все еще востребованы открытые рынки.
"В борьбе за покупателей ретейлеры идут на разные уловки. Проводятся акции, появляются подарочные карты, мобильные приложения. Однако главным при выборе магазина является наличие товаров категории "фреш" (свежее мясо и свежие овощи). И часто за этими товарами казахстанцы отправляются на рынки, хотя в супермаркетах и ассортимент больше, и полы чище", – заявила Сейсенгалиева.
Как она отметила, торговые сети пока осторожно выходят в регионы, предпочитая наращивать присутствие в мегаполисах. Эксперт связывает это с большим потенциалом роста современного ретейла в стране и пока что низкой концентрацией супермаркетов и гипермаркетов.
"В Казахстане становится более востребованным современный формат магазинов у дома. С развитием урбанизации у жителей уменьшается жилплощадь. Становится меньше места для хранения продукты. Семьи становятся меньше, так как люди больше внимания уделяют карьерному росту. Кроме того, современная работающая женщина уже не может тратить два-три часа в день на покупку продуктов", – заявил она.
Коммерческий директор Magnum Cash&Carry Яков Фишман подтверждает, что современный ретейл активно растет. По его словам, выручка компании увеличивается ежегодно на 20-25%. Кроме того, компания находится в перманентном состоянии поиска новых торговых площадей и кадров для эффективной их работы.
"Для торговых сетей начинается этап нелинейного экспрессивного роста. Он дает возможности для карьеры. Но готовы ли учебные заведения поставлять такие кадры? Бизнесу дешевле построить свой университет для обучения специалистов нужным навыкам, а не переучивать людей. Мы делаем это для того, чтобы людям дать карьерный лифт с одной стороны, но с другой стороны понимаем, что на рынке нужных кадров не хватает, и перед каждым открытием торговой точки с пылесосом ходим по рынку, чтобы найти нужных специалистов", – рассказал Фишман.
Ранее представитель Magnum отмечал, что главным конкурентом для них остаются городские рынки. И трудность в борьбе за покупателя упирается в убежденность некоторых казахстанцев, что приобретать продукты в супермаркете дорого.
"У покупателей есть некое недоверие к современным форматам ретейла, что если магазин красивый и чистый, значит там выйдет дороже, чем на базарах. Но у торговых сетей объемы больше, чем у индивидуальных предпринимателей, и поставщики дают более низкую цену. Продавцы на рынках не могут получить такое предложение. Поэтому, чтобы подзаработать, они находят другие способы – обвешивают, обманывают. Чего в супермаркетах не происходит", – утверждает он.
Руководитель проекта Retail.ru Наталья Марова, поделилась своим видением развития торговых сетей в Казахстане. По ее мнению, крупные торговые сети в стране достаточно технологичны и могут внедрять некоторые интересные решения, но покупатели пока к этому не готовы. В результате инвестиции в новые решения могут оказаться несвоевременными и не окупятся. Поэтому ретейлерам нужно уделять внимание другим факторам.
"Казахстан – очень сложная страна по логистике и плотности населения. Некоторым торговым сетям выгоднее работать локально, чтобы не накладывать логистическую нагрузку в цену. К тому же сетям трудно работать с поставщиками. Когда Auchan пришел в Россию, он столкнулся с тем, что большинство поставщиков не умеют работать с сетями. Их нужно учить, воспитывать. И эта проблема до сих пор не исчерпала себя. Также торговым сетям нужно обратить большое внимание на производство (собственные торговые марки, выпечка, кулинария). Это большие затраты, но тут есть перспективы роста", – считает Марова.
Также, по ее словам, нужно уделить много внимания ДНК-бренду.
"Магазин – это не продажи. Это сервис по доставке товаров населению. То, насколько эти сервисы будут качественными, стабильными, будет определять востребованность на рынке. Нужно создавать инфраструктуру – туалеты, столики, где можно перекусить. Это сделает шопинг более удобным и увеличит время пребывания в магазине. Казахстанский ретейл – это непаханое поле. Конкуренция очень низкая. Но даже при высокой конкуренции торговая сеть может выстрелить. Если у торговой сети хорошее предложение, если позиционирование правильное – она будет успешной", – заключила она.