Что изменится с введением нового Налогового кодекса и чего стоит ожидать налогоплательщикам после его вступления в силу, рассказала ведущий специалист в сфере налогообложения.
Проект Налогового кодекса внесен правительством в парламент и уже в следующем году планируется его принятие. Сейчас идут его обсуждения в стенах парламента. Документ будет являться одним из важнейших элементов формирования новой структуры экономики Казахстана, его задача стимулировать развитие бизнеса и инвестиций, а также рост объемов производства, отметили авторы. Каким образом это будет достигнуто и для чего потребовалось создание нового Налогового кодекса обсудили с одной из создателей действующего документа, экс- заместителем председателя Налогового комитета, в прошлом председателем правления First Heartland Bank, обладательницей государственной награды Казахстана – медали "За трудовую доблесть" и ордена "Заслуженный финансист", а также звания отличник налоговой и финансовой службы – Толганай Ботакановой.
– Толганай, вы руководили рабочей группой Налогового комитета по написанию кодекса, принятого в 2008 году, а также участвовали в написании действующего кодекса. Что было сделано тогда?
– Кардинальными новшествами, над которыми работала в тот момент наша команда были: снижение налоговой нагрузки в целом на экономику через снижение ставок на основные налоги с увеличением нагрузки на недропользование, упорядочение мер налогового контроля, в том числе создание основы для применения системы управления рисками, внедрение новой системы администрирования доходов физических лиц. В целом, Налоговый кодекс 2008 года и действующий кодекс включили в себя передовой опыт и рекомендации ОЭСР.
– Почему всего спустя шесть лет потребовалась подготовка нового документа? Были недочеты?
– Дело не в качестве действующего сейчас Налогового кодекса. Предпосылки для налоговых реформ могут быть разными и зависят от конкретных целей и обстоятельств. Зачастую такими предпосылками являются желание справедливого и эффективного регулирования существующих общественных отношений. Иными словами, Закон должен быть адекватен современной жизни. Изменения в налоговой политике прежде всего отзываются на быстро меняющуюся экономическую ситуацию и глобальные вызовы. В частности, основные мировые тенденции в налоговой политике последних лет связаны с введением новых правил налогообложения для цифровых услуг и интернет-торговли, новых экологических налогов и субсидии для чистых технологий.
– Но ведь кодекс – это основополагающий правовой акт, регулирующий целую отрасль, в данном случае важнейшую для государства – наполнение бюджета. Его принятие, наверняка, сложная процедура? Почему не ограничиться поправками?
– Да, Вы правы. Принятие кодекса – очень долгий и кропотливый процесс. Чтобы получился документ, отвечающий на существующие задачи, требуется активная работа с экспертами в области налогообложения, представителями бизнеса практически всех секторов экономики, с различными государственными структурами, депутатами, необходимо изучение и моделирование воздействия его норм на различные субъекты экономики.
Делать поправки в существующий Налоговый кодекс или создавать новый – это вопрос эффективности его применения. Когда вся отрасль подлежит реформированию, вводятся новые институты. Уложить новые правила в старую структуру с сохранением её работоспособности иногда не самый лучший вариант. Ведь кодекс пишется не для ученых и не для отдельной категории субъектов – Налоговый кодекс должен быть удобным прежде всего для налогоплательщиков, значит для всего бизнеса.
– Одна из задач нового Налогового кодекса – улучшение инвестиционного климата, в вопросах его оценки вы безусловный авторитет. После завершения карьеры на госслужбе работали в коммерческих структурах, в том числе в банковском секторе. Как новый Налоговый кодекс на ваш взгляд повлияет на бизнес?
– Привлечение инвестиций в экономику страны, по-прежнему, является приоритетом. И как было заявлено разработчиками нового кодекса основной акцент изменений предполагается на поощрении инвестиции. Наряду с сохранением действующих норм, призванных стимулировать отечественное производство, проектом вводится пониженная ставка подоходного налога для производителей продукции высокого передела, повышенные вычеты расходов на научные исследования, отсрочка уплаты НДС на импорт товаров, перерабатываемых в Казахстане и другие меры поддержки инвестиции. Налоговые ставки в Казахстане находятся на достаточно низком уровне, соответственно данный потенциал в качестве инвестиционной привлекательности уже исчерпан. В то же время имеются огромные возможности для улучшения позиции через совершенствование налогового администрирования. И я надеюсь, что в этом направлении тоже произойдут качественные изменения после принятия нового кодекса.
– Бизнес очень тепло отзывается о вас. Вы были инициатором системы налоговой апелляции, когда вынесение решений по жалобам было выведено за пределы компетенции налоговых органов. Какие истоки у этого нововведения?
– До проведения указанной реформы система налоговой апелляций в Казахстане находилась под прямым контролем налоговой службы, региональные офисы которой осуществляли налоговый аудит. Ранее, чтобы обжаловать действия налоговиков, приходилось обращаться в вышестоящий налоговый орган, то есть жаловаться на налоговиков приходилось тем же налоговикам. Поэтому такая система не воспринималась налогоплательщиками как достаточно справедливая и независимая. Ранее я в составе Налогового комитета руководила работой по вынесению решений по жалобам налогоплательщиков, поэтому была максимально погружена в эту острую и нуждающуюся в решении проблему. Поэтому придание системе налоговой апелляций большей независимости было одной из задач, решение которой мне удалось добиться.
– Вы занимались просветительской работой в сфере финансов и налогообложения: были рецензентом учебников, проводили тренинги, читали лекции. Почему нововведения в налоговом законодательстве требуют разъяснения и для чего вам нужна эта деятельность?
– Компетентность в области налогообложения играет ключевую роль в управлении финансами как компании, так и частных лиц. Поэтому для глубокого понимания действующих фискальных законов и эффективного применения их на практике требуется постоянное обучение и в казахстанском обществе есть большая потребность в этом. Просветительская работа является частью моей личной философии. Если вы накопили важные для общества опыт и знания, то очень важно передать его другим. Кто-то мудрый сказал, что человек, получивший знания и передающий их другим, подобен реке, а не передающий – болоту.
– Возвращаясь к теме нашего разговора, как ощутят введение нового Налогового кодекса обычные граждане страны и как это повлияет на экономику в целом?
– Я надеюсь, что в результате заявленной реформы в Казахстане будет создана система, в которой платить налоги станет не сложно и не дорого, и это неизбежно почувствует все общество. Налоговая реформа является важным аспектом экономического управления. Поэтому налогоплательщики ждут реальной гуманизации мер налогового администрирования и смещения акцента на возможности и преимущества добровольного исполнения налоговых обязательств.
интервью подготовила: Айым Жумалилова
Фото из личного архива Толганай Ботакановой