Tele2: споры о стоимости связи в Казахстане продолжаются

18 февраля 2015 года
Оператор сотовой связи Tele2 не раз выступал за снижение цен на мобильную связь в стране. Компания приглашает конкурентов для проведения переговоров о снижении ставки интерконнекта и считает, что цены в Казахстане сдерживаются искусственно. Об этом и о многом другом на рынке телекоммуникаций рассказал LS председатель правления "Tele2 Казахстан" Пиетари Кивикко. - На рынке муссируется информация о возможной сделке мобильных операторов Tele2 и Altel. Так что же происходит на самом деле? - Я могу сказать следующее: во- первых, продолжаются различного рода рыночные слухи, которые подчас возникают неожиданно и ниоткуда. Поскольку наша компания находится в публичном листинге, мы должны ограничивать себя в комментариях тех вещей, которые обсуждаются на рынке в виде слухов. Я не знаю, кто распространяет эти слухи, но думаю, что кто-то делает это специально. - Регулирующий орган (министерство транспорта и коммуникаций РК) установил предельную ставку интерконнекта для доминирующих операторов в размере 8,88 тенге. Снизило ли это стоимость связи для абонентов? - Мы поддерживаем стремление по регулированию данного рынка и не раз заявляли, что это приведет к снижению административных барьеров для бизнеса. Касательно влияния на конечную цену для абонента - сложно сказать. Для серьезного уменьшения цен на рынке необходимо говорить о большем снижении ставки на межоператорское соединение (интерконнект). Экспертиза цен операторов- доминантов, в результате которой была рекомендована эта ставка, проводилась в 2013 - 2014 годах и брала показатели за 2012 год. Фактически ставка 8,88 тенге была актуальна еще два года назад. Наших коллег по рынку никто не ограничивает сделать ставку ниже 8,88 тенге, так как это предельная цена.И мы готовы начать переговоры с конкурентами по этому поводу уже сейчас. И если наша позиция найдет понимание, операторы смогут начать бороться за клиента ценовыми методами. Пока же реальное понижение цен на связь происходит в результате той ценовой политики, которую ведет наша компания. С момента прихода Tele2 в Казахстан цены упали в среднем в 10 раз. - Ранее вы говорили, что даже при снижении ставки условия остались выгодными только для операторов Beeline и Kcell. Не могли бы вы объяснить, почему? - С учетом непропорционального трафика разница наших выплат только двум операторам – Kcell и Beeline – достигает 450 - 5 00 млн тенге ежемесячно, а общая сумма, выплаченная нами этим двум компаниям в период 2010- 2014 годов, достигает 20 млрд тенге. Но это отнюдь не главное, что нас беспокоит. Tele2 всегда занимает принципиальную позицию, когда речь идет об ограничении ценовой конкуренции. А в данном случае ставка интерконнекта выполняет роль барьера, ниже которого цены на связь опускать уже не выгодно никому из операторов. В результате мы не можем полноценно конкурировать. - А почему вы выступаете за введение ассиметричной ставки интерконнекта? - Что касается ставки в пределах 8,88 тенге за 1 минуту разговора, то она рекомендована только доминирующим операторам –Kcell и Beeline. На нашу компанию она не распространяется. Но это не означает, что мы не готовы идти дальше. Сейчас мы обратились к конкурентам с предложением отказаться от ставки интерконнекта и сделать его нулевым или чисто символическим. Как, например, в России, где стоимость интерконнекта менее одного рубля. В этом случае мы устраним еще один барьер для честной конкуренции. Напомним, ранее компания Beeline в Украине и Грузии ратовала за введение ассиметричной ставки для создания равных конкурентных условий. В некоторых странах ассиметричная ставка применяется в обязательном порядке к недавно вышедшим на рынок операторам сотовой связи, чтобы поддержать их старт. - Возможно ли это в Казахстане? Когда и как это изменит тарифы на связь? - Это стало возможным в странах Европейского союза и в Российской Федерации, где ставки стали чисто символическими. Не вижу препятствий для того, чтобы это не произошло в Казахстане. Для этого достаточно желания доминирующих операторов пойти нам навстречу. Что касается снижения цен сейчас, при действующей ставке интерконнекта мы предлагаем самый выгодный продукт с 90 минутами бесплатных звонков на других операторов, 5 Гб интернета и безлимитным общением внутри сети за небольшую абонентскую плату. Вы можете сами догадаться, какие выгодные тарифы могут появиться у нас и у конкурентов, если отменить такую составляющую цены, как интерконнект. А это будет выгодно в первую очередь клиентам. В 2014 году на совещании совета инвесторов с премьер министром Казахстана этот вопрос был поднят. Официальный ответ от правительства заключался в том, что начиная с зимы этот вопрос будет рассматриваться и есть потенциал для дальнейшего снижения ставки. Мы с нетерпением ждем решения правительства. - А каким образом введение переносимости мобильных номеров (MNP) в Казахстане изменит доли операторов на рынке? - Уверены, что благодаря внедрению технологии переноса номеров мы существенно увеличим нашу абонентскую базу. - В Казахстане лишь один оператор связи владеет лицензией на использование 4G в Казахстане. Ощутили ли вы отток абонентов после запуска Altel? - Я не думаю, что это решение существенно изменит ситуацию с распределение долей на рынке между операторами. Но в целом, я считаю, что нынешнее развитие на рынке телекоммуникаций в Казахстане заключается в том, что если лицензия на 4G будет предоставлена другим операторам, то это улучшит качество услуг и таким образом увеличит конкуренцию на рынке. - Пользователи жалуются, что у Tele2 все еще плохая связь. Каким образом вы работаете над улучшением качества связи? - Нам нужно более четко понимать, где именно столкнулись с проблемой, чтобы мы могли предпринять какие-то меры и решить. Тем не менее мы можем сказать, что проделали огромную работу по улучшению качества связи с момента основания компании. Мы и сейчас продолжаем работать над этим в ежедневном порядке. На сегодняшний день Tele2 установил порядка 4 тыс. базовых станций. У нас в зоне покрытия около 85% населения. - Каким образом современные мессенджеры влияют на прибыль? Идет ли в компании переориентация на интернет? - Это глобальный тренд – идет переход от голосовых услуг к передаче данных. В основном это происходит из-за того, что люди начинают активно пользоваться приложениями в смартфоне, в том числе и современными мессенджерами. После новогодней ночи мы делали статистику по звонкам и интернет-трафику в сети. В результате наш трафик вырос вдвое по сравнению с прошлогодней новогодней ночью. Компания видит свою миссию в том, чтобы предоставлять доступ к мессенджерам и обеспечивать мобильность. - Каким образом это влияет на прибыль компании? - Если поставить нас в сравнение с нашими конкурентами, то мы менее зависимы от голосовых звонков. Мы стартовали три года назад и доля «голоса» у нас гораздо меньше, чем у наших конкурентов. Монетизация дата-трафика идет гораздо меньше, чем доля голоса. В будущем рост передачи данных продолжится. А это будет означать необходимость инвестировать в расширение инфраструктуры

Асель Маратова, Куралай Абылгазина

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.