Количество договоров по добровольному страхованию туристов сократилось на 66%. Профучастники рассказали LS о том, чего они ждут в условиях пандемии.
Председатель правления СК "Коммеск-Өмір" Олег Ханин привел данные, согласно которым за девять месяцев 2020 года объем страховых премий превысил 411,2 млрд тенге. Это на 8,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года. По обязательному страхованию показатель сохранился на уровне прошлого года – 91,3 млрд тенге, по добровольному личному страхованию – более 161,9 млрд тенге (+6%), по добровольному имущественному – 157,9 млрд тенге (+17%).
Вместе с тем за девять месяцев этого года объем страховых выплат составил свыше 103,6 млрд тенге (-9,6%). По обязательному страхованию – 24,1 млрд тенге (-6,9%), по добровольному личному – 30,3 млрд тенге, по добровольному имущественному – 49,1 млрд тенге (-15,4%).
Кроме того, Ханин рассказал о самом ожидаемом изменении на страховом рынке – актуализации закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС).
"Действующие тарифные факторы не отражают принципа социальной направленности и справедливости в части адекватности страховых рисков, так как последний раз изменения показателей было в 2007 году. В концепции закона предлагается пересмотреть модель расчета по ОГПО и установить гибкие страховые тарифы в региональном разрезе в зависимости от значений показателей убыточности по территории регистрации транспортного средства. По регионам предлагается использовать такие параметры, как фактическая убыточность, фактор достоверности и таргетируемая убыточность", – пояснил он.
Ханин добавил, что также предлагается законодательно определить механизм осуществления страховой выплаты по обязательному страхованию ГПО автовладельцев в режиме онлайн как одного из способов урегулирования страхового случая.
"В первую очередь это обусловлено упрощением процесса получения страхового возмещения, то есть без сбора бумажных документов и посещения офиса страховщика. В пользу онлайн-урегулирования можно привести простую статистику: в каждом ДТП участвуют две стороны, пострадавший автовладелец обращается в компанию два раза при подаче документов и при получении авто после ремонта. Таким образом, тратится время на дорогу туда-обратно, клиенту приходится отпрашиваться с работы, сидеть в очереди и другое", – объяснил глава "Коммеск-Өмір".
Ханин подчеркнул, что поддерживает создание условий для развития и популяризации новых инновационных продуктов. В частности, накопительного страхования жизни. По его мнению, это поможет отрасли КСЖ преодолеть зависимость от банковского канала продаж.
Также, по его словам, не стоит забывать о других перспективных продуктах на рынке.
"Во-первых, это совместный пенсионный аннуитет. Он подразумевает объединение пенсионных накоплений обоих супругов и перераспределение доходов в пользу женщины. Поскольку зачастую суммы пенсионных отчислений у женщин ниже, чем у мужчин, а продолжительность жизни больше. Во-вторых, unit-linked – инвестиционное страхование жизни, которое представляет собой сочетание классического накопительного страхования жизни с инвестиционной составляющей в виде долей в фининструментах, когда сам страхователь участвует в распределении инвестиционного дохода", – перечислил он.
Тем временем председатель правления СК Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов напомнил, что в апреле и июле 2020 года из-за локдауна на дорогах сократилось число машин и аварий (-22%).
"Так как от количества столкновений зависит количество выплат по обязательному автострахованию ОГПО, в секторе также наблюдается снижение показателей. За девять месяцев этого года компании осуществили на 5% меньше страховых выплат, чем за аналогичный период прошлого года. Очевидно, что по итогам 2020 года выплат по автострахованию будет меньше, так как снизятся показатели по количеству застрахованных физических и юридических лиц. Уже сейчас, по данным Нацбанка, заметно, что количество договоров ОГПО снизилось на 8% (физлиц) и 6% (юрлиц) соответственно. При этом увеличивается размер средней выплаты по обязательному автострахованию, так как за это время значительно вырос курс доллара. Как итог, повысятся цены на автозапчасти и ремонт автомобиля. В прошлом году средняя сумма выплаты на одного автовладельца составляла 396 тыс. тенге. На текущий момент она равна 410,5 тыс. тенге", – подчеркнул он.
По словам Акижанова, при введении ограничительных мер, связанных с пандемией, люди стали отказываться от необязательных расходов, в том числе от ряда программ добровольного страхования. Для сравнения, количество договоров по добровольному страхованию туристов за девять месяцев 2020 года значительно снизилось – на 66% в сравнении с показателями 2019 года.
"Есть несколько факторов, повлиявших на снижение спроса по данному виду страхования. Прежде всего, резко упала платежеспособность населения, так как многие временно остались без основного заработка. Также во время режима ЧП в стране ввели запрет на выезд казахстанских туристов за рубеж. В мае, после ослабления карантина, возобновились авиаперелеты, поэтому программа добровольного страхования для туристов вновь стала актуальна", – отметил он.
Что касается трендов на рынке, то основными направлениями глава Freedom Finance Insurance называет переход на онлайн-страхование, а также полную автоматизацию всех процессов (выбор страховой программы, оформление, переоформление, страховая премия и выплата при возникновении страхового случая).
"Стоит учесть, что финансовый кризис в 2021 году еще будет влиять на платежеспособность населения. Следовательно, сервисы по оформлению полисов с отсрочкой платежей до полугода будут актуальны. С ними можно существенно облегчить финансовое положение. Например, когда страхователь временно лишился дохода из-за кризиса (полностью или частично) или не может позволить оплатить страховку сразу при оформлении", – сообщил он.
Между тем заместитель главы СК Amanat Сергей Гаврилов отметил, что на 1 октября 2020 года среди компаний общего страхования показатель по чистым премиям вырос на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (в прошлом году +27,4%). А вот расходы по осуществлению страховых выплат сократились на 14%.
"В целом замедление темпов роста сбора премий произошло по понятным причинам: многие виды бизнеса замерли на период карантина, часть из них только приходит в себя. Из-за резкого сокращения горизонта планирования, корпоративный сектор был вынужден заморозить расходы, в том числе на добровольные виды страхования. Нам трудно прогнозировать статистику премий и выплат по итогам года, но можно предположить, что рынок non-life страхования закроет год с небольшим приростом, примерно на уровне прошлого года", – ожидает он.
При этом Гаврилов заметил, что стагнация и сокращение объемов собранных премий наблюдается по тем продуктам, которые наиболее сильно пострадали от пандемии и карантинных мер. Это медицинское и обязательное страхование туристов. Данные классы просели на 60-70%. Такая ситуация возникла из-за закрытий границ и сокращения количества туристов и стран, доступных для въезда.
Вместе с тем в страховом секторе non-life наблюдалось увеличение прибыли с 49 млрд тенге до 77 млрд тенге.
"Мы считаем, что этому поспособствовал ряд причин: снизились коэффициенты выплат, положительно повлияло изменения курса доллара, так как львиная доля активов привязана к валютным инструментам. Кроме того, скорее всего, многие компании оптимизировали свои расходы на период пандемии", – уточнил Гаврилов.
Тем временем председатель правления СК "Номад Иншуранс" Даурен Иманжанов заметил, что низкий уровень проникновения страхования в Казахстане смягчает негативное влияние внешних факторов, в том числе влияние ограничительных мер, связанных с пандемией.
"За девять месяцев 2020 года чистая прибыль страховщиков составила более 100 млрд тенге, что почти на 37 млрд тенге больше аналогичного периода 2019 года. Из них более 90% приносит инвестиционная деятельность. Инвестиционный доход страховщиков за три квартала этого года составила 17,3%. Поэтому, финансовое состояние страховщиков в большей степени определяют внешние рынки, а не операционная эффективность. Кроме того, в 2021 году ожидается введение ограничений на деятельность страховых агентов, а именно их исключение из системы обязательного страхования. Поэтому в 2021 году страховщики будут решать вопросы перестройки каналов дистрибуции страховых продуктов", – считает он.
Исполнительный директор СК "Евразия" Шакир Иминов также привел данные Нацбанка на 1 октября. Согласно им, несмотря на проблемы в макроэкономике, страховой рынок Казахстана продемонстрировал значительный прирост по некоторым показателям.
Так, сумма возмещений увеличилась на 1,4%, страховые выплаты составили 116,5 млрд тенге, активы всех страховщиков достигли 1,4 трлн тенге +25,3%), собственный капитал вырос на 23%, до 653,3 млрд тенге, а доходность компаний – на 58,5%, до 100 млрд тенге.
"Результаты демонстрируют, что для страхового рынка катастрофы не случилось, и большинство страховщиков, похоже, успешно прошли проверку на прочность. Тем не менее отдаленные негативные последствия эпидемии для этого рынка могут проявиться и позже в виде отложенных проблем. Однако для полной уверенности в подобном выводе необходимо дождаться результатов текущего года в целом. Не зря говорят, что цыплят по осени считают", – отметил он.
Что касается страхования автовладельцев по ОГПО, то оно, по мнению Иминова, не подверглось значительному негативному влиянию пандемии и демонстрировало стабильность. А вот страхование на случай болезни еще не в полной мере испытало на себе влияние пандемии, так как существенная часть договоров была заключена в конце 2019 и начале 2020 годов. Поэтому, как отметил Иминов, в полном объеме реальный эффект на данный сегмент будет понятен только через год.
"Страховой рынок точно не вернется к уровню десятилетней давности. На сектор повлияло снижение объемов кредитования: в условиях карантина клиенты реже ходят в офисы банков, которые являются для страховщиков основным каналом продвижения некоторых продуктов. Страховщики до сих пор еще приспосабливаются к работе в новых условиях и должны перестроить свои бизнес-процессы с учетом текущих реалий. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от ужесточения или ослабления карантина. Сейчас правила игры меняются во время самой игры. Эта неопределенность сохраняется до сих пор. Кроме того, в Казахстане есть и другие проблемы, одна из которых – отсутствие культуры страхования как таковой. На Западе страховка – это твое все, без нее ты не человек. У нас же ситуация совсем другая", – резюмировал он.
Ранее LS писал о том, где в Казахстане автовладельцы получили больше всего страховых выплат. А также о том, как изменятся страховые выплаты и премии для автовладельцев до конца года.