Инфраструктура Казахстана является одной из худших в мире – ВБ

Специалисты Всемирного банка показали проблемы стран ЦА

2 апреля 2021 года
    

Казахстану для развития логистической инфраструктуры еще необходимо $2,4 трлн. Об этом заявили специалисты Всемирного банка во время конференции "Транспортная связанность в Центральной Азии", сообщает LS.

По словам старшего экономиста ВБ по транспорту Севары Мелибаевой, в Казахстане и других странах Центральной Азии очень негативная ситуация в транспортной инфрастуктуре.

"На 2018 год индекс инфраструктуры LPI государств ЦА еще отставал от показателей 90% стран. В то время как в Узбекистане и Казахстане этот индекс составляет 2,5, а в Таджикистане – 2, в 90% стран он превышает этот показатель намного. В среднем по региону показатель также отстает от стран с аналогичным уровнем дохода", – отметила Мелибаева.

По ее словам, несмотря на исследования об улучшении инфраструктуры в Казахстане, она еще нуждается в дальнейшем развитии.

"70% международных экспедиторов заявили, что инфраструктура в Казахстане улучшилась за последние годы. Однако, если сделать сравнительную оценку со странами среднего уровня дохода, а также со странами мира, индекс в целом показывает, что качество инфраструктуры ЦА еще нуждается в дальнейшем улучшении", – пояснила эксперт.

Она добавила, что Казахстану для улучшения связанности транспортной системы на местном, национальном, региональном уровнях нужны значительные вложения.

"Казахстану для достижения целей устойчивого развития ООН по-прежнему требуется порядка $2,4 трлн до 2040 года", – добавила она.

Мелибекова отметила, что у Казахстана и других стран ЦА есть несколько проблем. Одна из них – время прохождения границы, которое является очень долгим.

"Нужно сократить время прохождения границы, таможни. В ЦА оно занимает очень долгое время и является непредсказуемым. Время перехода границ занимает от 11 до 15 часов в среднем. Эти задержки ограничивают потоки грузов и тем самым увеличивают экономические издержки", – сообщила Мелибекова.

По ее данным, если Казахстану удастся, помимо развития автомобильных дорог, еще и улучшить ситуацию с проездом через границу, то это позволит иметь потенциальный рост ВВП к 2050 году на уровне 3,5-4%.

Мелибекова также назвала проблемой факт того, что многие услуги в транспортном секторе предоставляется госпредприятиями. По ее мнению, в большинстве случаев они функционируют неэффективно в рамках ограниченной конкуренции и приводит к неэффективному использованию государственных ресурсов.

"Странам ЦА нужно перейти от слабо регулируемой неэффективной модели госпредприятий к более рыночному ориентированному подходу предоставления транспортных услуг и инфраструктуры, которые предполагает хорошее правление с возможностью привлечения и частного сектора, и, возможно, приватизацию", – выразила мнение Мелибекова.

В то же время ее коллега, руководитель программы ВБ по развитию инфраструктуры в ЦА Антонио Нуньес отметил, что страны регионы – одни из самых несоединенных в мире.

Он привел пример Германия, которая имеет доступ к 20% мирового ВВП в радиусе 2 тыс. км. А Казахстану нужно быть преодолеть 4 тыс. км.

Он также выделил время прохождения границы как отдельную проблему.

"Несмотря на все инвестиции в автодорожную сеть, время перехода по контрольно-пропускному пункту возрастает. Расходы на проезд по коридору снижаются, потому что происходят инвестиции в автодорожные сети. Может, не в том объеме как хотелось бы, но скорость возрастает. Сами по себе инвестиции в дорожную сеть приводят к увеличению участковой скорости, к сокращению времени в транзите, но вся эта экономия времени потом нивелируется на КПП, таможенном контроле", – сетует Нуньес.

Помимо этого, существует проблемы разных стандартом в странах ЦА.

"С точки зрения веса прицепов и полуприцепов мы видим какая разница по стандарту между странами региона. Очень сложно транспортным операторам осуществлять свою деятельность в регионе, когда настолько отличаются требования и стандарты по весу прицепов и полуприцепов", – добавил Нуньес.

Присоединился к своим коллегам и постоянный представитель ВБ в Казахстане Жан-Франсуа Марто. По его мнению, государствам региона нет необходимости объединяться в экономические союзы для решения указанных проблем.

В качестве примера он привел страны Северной Африки, которая является одним из самых соединенных транспортными сетями регионов. Данные государства в свое время подписали необходимые соглашения для развития отрасли.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.