В ходе панельной сессии на CFO Summit 2019 экспертов попросили дать несколько советов новому правительству Казахстана, передает LS.
Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елена Бахмутова обратила внимание на то, что рынок находится в зависимости от господдержки.
"Регулятору, во-первых, стоит придерживаться последовательной политики таргетированной инфляции, которой будет доверять население. Во-вторых, госпрограммы должны трансформироваться, не должно быть предоставления фондирования, нужны иные способы поддержки предприятий. Это может возродить рыночную дисциплину. В-третьих, Нацбанк не имеет мандата экономического роста, а в России он есть. Речь сейчас идет о долгосрочном экономическом росте. И в этом случае не будет коллизий и конфликта интересов в Нацбанке, чтобы они отвечали за стабильность цен и, с другой стороны, отвечали за долгосрочный экономический рост", – сообщила она.
Бахмутова подчеркнула, что роль государства в экономике страны должна снижаться, а Нацбанк должен стать более независимым.
"И государство, и регулятор не должны быть операторами госпрограмм, должны отойти от этого", – считает глава АФК.
В ходе сессии Бахмутова в очередной раз отметила стагнацию, наблюдаемую в экономике. В частности, она напомнила, что в нотах Нацбанка размещены 4,8 трлн тенге, которые можно было бы направить на кредитование экономики.
"Но на вопрос, будет ли оно здоровым, ответ скорее "нет", чем "да". Поскольку кредитные риски по-прежнему сохраняются. За прошедшее десятилетие мы так до конца и не разрешили проблему, несмотря на обилие госпрограмм. Ресурсное проклятие, которое было в 90-х и 2000-х годах, нас догоняет. И получается, что большее число рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса создаются в недостаточном количестве. И я, наверное, соглашусь с тем, что кризис не закончился. По крайней мере, выход из него не состоялся", – подчеркнула она.
Поэтому глава АФК призвала власти работать в части преодоления сложившейся стагнации.
"Как только у нас произойдет прорыв в части производительности, то сферы кредитования разошьются и банковский мультипликатор начнет работать. В настоящее время, несмотря на все усилия, он свои функции не выполняет. И именно из-за этого происходит затор ликвидности, которую можно было направить тем, кому это нужно. Но этого не происходит", – посетовала она.
Бахмутова также напомнила об отчете Fitch, в котором анализировалось качество активов казахстанских банков.
"В докладе говорилось, что организации, относящиеся к группе 3 и 2 по совокупности составляют порядка 30% от кредитного портфеля. А по нашей отчетности в среднем по банкам 9,2% – это проблемный портфель. Даже при консервативной оценке такой портфель будет выше и в объеме достигнет до 30%. Поэтому сказать, что мы полностью признали проблему в банковских активах, будет неправильно. И это будет служить негативным фактором для роста кредитования. Что касается оздоровления банковского сектора, то сложно сказать, очистился он или нет. Однако, думаю, потрясений в системе не будет, и ожидать каких-то открытий будет неправильно", – объяснила она.
Она также подняла проблему низкого уровня финансовой грамотности, которая подогревается иждивенческими настроениями в обществе.
"Сейчас возникла такая ситуация, когда потребительское кредитование доступно и в регулируемом субъекте, и в микрофинансовых организациях, а также в новом сегменте как онлайн-кредитование. В связи с этим могут возникнуть проблемы, когда организации начнут требовать с заемщика деньги. Начнутся социальные иждивенчества, которые характерны для нас. Для банков это также может обернуться потерями, поскольку хороший с виду кредитор оказывается должен еще кому-то. В последнее время обилие госпрограмм и реструктуризаций спровоцировало иждивенческое настроение, и зачастую заемщики забывают, что кредиты надо возвращать. Нам необходимо культивировать практику и подходы обязательного возврата займов. Если делать невозвратность кредитов недопустимым явлением, тогда системного риска удастся избежать", – подчеркивает Бахмутова.
Помимо этого, в процессе дискуссии был поднят вопрос о существовании двух фондовых бирж в Казахстане. При этом спикер считает, что нужно избежать конкуренции между двумя игроками. Площадки должны "работать, не вытесняя друг друга и не деля рынок".
В свою очередь глава Centras Group Ельдар Абдразаков поставил под сомнение необходимость двух бирж на рынке.
"МФЦА запустил свою площадку. Это означает, что большое государство ставит значение на реализацию своего амбициозного плана. А также напоминает молодых родителей, когда со старшим не получилось, они думают сделать еще одного. И на младшего надежды больше и больше. Но здесь вопрос в том, что опыт, который накапливался на KASE, не учитывался. Было желание создать биржу по последнему писку моды. Мне кажется, желание сделать прыжок пантеры или снежного барса вызвало то, что мы иногда не понимаем точку опоры, от которой отталкиваемся. Поэтому KASE сам по себе хороший эксперимент. Мы ведь понимаем, что биржа МФЦА – дорогое удовольствие. И она обслуживает узкую группу. В таком случае нужно ли отказываться от площадки, которая уже есть и выполняет совсем другие функции? Нам необходимо нацеливаться на другие вещи и понимать, какие инструменты дают результаты", – считает он.
После этого Абдразаков высказал несколько пожеланий в адрес нового правительства и обозначил вопросы, которые требуют внимания в первую очередь.
"Во-первых, правительство не решит задач, если будет использовать высокие ставки для борьбы с инфляцией и де-факто для контроля валютного русла. Снизить их можно, если уйти с рынка нот Нацбанка, тогда он начнет потихоньку стабилизироваться. Нужно найти свой ориентир, режим, к которому он хочет привести рынок. Во-вторых, мы отстаем в технологическом плане. У нас регулируется все: от правил регистрации продукции до внутреннего аудита. На самом деле мы все еще живем в "совке", живем в Советском Союзе, и от этой части централизированного управления надо побыстрее отходить. В-третьих, необходимо открыть режим для экспериментирования, когда компании смогут взаимодействовать друг с другом. Сегодня Нацбанк хочет сохранить в монолитной структуре то, что было 100 или 200 лет назад. Надо поменять его взгляд и дать возможность игрокам развиваться, открыть для них новые ниши", – заявил Абдразаков.
Он напомнил, что государство не всегда было основным источником финансирования. В качестве примера он привел 90-е годы XX века, когда компании фондировались на внешних рынках.
"Сейчас основной источник средств – либо госпрограммы, либо депозиты квазигосударственных компаний. Это первый фактор. Второй: банки, которые являлись операторами госпрограмм, фактически выжили. То есть наблюдается тенденция, когда идет смена от частной логики сектора к госпрограммам. Отсюда вытекает третий фактор: нам нужны заемщики, которые создадут экономический рост. В 90-х годах на рынке присутствовали те компании, которые хотели расти. Тогда существовал подход, при котором выигрывал и кредитный институт, и частная компания. Сегодня система меняется, она политизируется. Деньги, которые вы хотите приобрести по рыночным оценкам, очень дорогие. А самые дешевые предоставляются по госпрограммам. Поэтому мы остаемся в режиме рыночных аномалий", – резюмировал глава Centras Group.
Ранее в ходе выступления на CFO Summit 2019 Абдразаков отметил, что Казахстан стоит на пороге subprime-кризиса. Он также обратил внимание на валютные войны и на несамостоятельность тенге.
Кроме того, в ходе форума участники панельных сессий высказались об ошибках при создании ЕАЭС и насколько возможен Kazakhexit.