Минэнерго планирует снизить тарифы на электроэнергию

В Казахстане предлагают сократить количество энергопередающих компаний путем их укрупнения

5 апреля 2017 года
    

Ужесточение требований к энергопередающим компаниям приведет к сокращению их числа и снижению тарифов на электроэнергию. Об этом заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, передает корреспондент LS.

По его мнению, в результате таких мер конечный потребитель  получит более качественную электроэнергию по низкой цене. Такое мнение он высказал в ходе презентации мажилисменам законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам электроэнергетики". В документе предусмотрено укрупнение региональных энергосетей и компаний.

"За период с 2012 по 2017 годы число энергопередающих организаций увеличилось на 34 компании. В законопроекте речь идет о двух группах, по которым выработаны механизмы решения проблемных вопросов – это энергопередающие организации средней и небольшой протяженности, а также бесхозяйные электрические сети", - пояснил министр.

Бозумбаев отметил, что проблемы ряда регионов состоят в слишком большом количестве энергопередающих организаций, следующих друг за другом в одной цепочке, при этом у каждого своя маржа, что и приводит к высоким тарифам. К таким регионам он отнес город Алматы, где работают 9 энергопередающих организаций, Карагандинскую область – 42 энергопередающие организации, Акмолинская область – 10, Актюбинская область – 8, ВКО – 13, Костанайская область – 13 и Мангистауская область – 17 энергопередающих организаций.

"Как видите, из 16 регионов данная проблема затрагивает семь. При этом наиболее остро она обозначена в Карагандинской области, там цепочка достигает пяти звеньев. Это в конечном итоге сказывается на потребителях в виде перебоев в электроснабжении, дополнительных затрат на услуги по передаче электрической энергии и, как следствие, высоких тарифов для потребителей", - объяснил он.

Для разрешения сложившейся ситуации министр предложил два направления - передать электрические сети, находящиеся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственных юридических лиц, в доверительное управление или безвозмездное пользование энергопередающим организациям, к которым они подключены. Второе - создать механизмы для обеспечения процессов укрупнения энергопередающих организаций частной формы собственности между собой.

"По первому направлению сегодня у нас есть 27 предприятий, которые в основном находятся в ведении местных исполнительных органов и осуществляют услуги по передаче электрической энергии. Зачастую эти предприятия не обладают ни квалифицированными кадрами, ни необходимым оборудованием для должного обслуживания сетей, а ряд из них дотируется из местных бюджетов. Законопроектом предлагается передать такие сети под управление региональных энергокомпаний. В результате планируется, что к 2019 году число энергопередающих организаций сократится на 27 единиц со 160 сегодня", - уточнил глава Минэнерго.

По второму направлению предусмотрены механизмы, предусматривающие право собственников, оказывающих услугу по передаче электрической энергии, осуществить реализацию продажи, передачу на безвозмездной основе или в доверительное управление свои электрические сети, энергопередающие организации непосредственно к сетям, к которым они подключены.

Кроме того, законопроектом вводятся квалификационные требования, которые будут стимулировать укрупнение энергопередающих организаций. Ввод данных требований предусмотрен поэтапно и предполагает обязательное наличие у энергопередающих организаций: первое - это диспетчерское технологическое управление не позднее 1 января 2018 года; второе - это наличие служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, осуществляющим эксплуатацию технически обслуженных электросетей, оборудования, механизмов, охрану труда и технику безопасности, обеспеченных средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодежды, инструментами и приспособлениями. Эти новшества должны будут введены не позднее 1 января 2020 года.

Следующее - наличие договоров с оператором на оказание системных услуг не позднее 1 января 2020 года. Наконец, наличие автоматизированной системы коммерческого учета, систем телекоммуникации, обеспечивающих их унификацию системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании. Это требование должно быть реализовано не позднее 1 января 2022 года.

При этом, по мнению Бозумбаева, после введения всех этих требований из 113 компаний им не смогут соответствовать 99.

Что касается бесхозных сетей, то проектом закона предусмотрен механизм их передачи более крупным компаниям. Причем последние  будут освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога и налога на имущество, возникшего при приеме таких сетей. По данным Минэнерго, протяженность бесхозных сетей достигает 2,1 тыс. км и имеется 631 бесхозяйная трансформаторная подстанция.

В свою очередь спикер мажилиса Нурлан Нигматуллин напомнил, что документ является отражением 51-го шага Плана нации.

"И следует откровенно и прямо сказать, что первоначальный вариант законопроекта не содержал эффективного механизма выполнения данной задачи. Решалась только задача объединения 27 государственных РЭКов. Но если в период между первым и вторым чтениями у нас будет такое же конструктивное взаимодействие с разработчиками, то, я думаю, мы получим качественно доработанный законопроект, в котором выполняется простое правило - чем меньше посредников, тем ниже тариф", - подчеркнул он.

Мажилис одобрил данный законопроект в первом чтении.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.