Повышение цен на дизтопливо для иностранцев в Казахстане кардинально не решит проблему дефицита. Такое мнение LS озвучил экономист Сергей Смирнов.
Комментируя планы министерства энергетики ввести ограничения на данный вид ГСМ, Смирнов пояснил, что такая мера будет действенной только в краткосрочный период.
"Наше правительство решает проблему, когда она возникает. Перспективы никто не смотрел и смотреть не будет. Периодически проблемы дефицита возникают, в министерстве ссылаются на транзит. Но проблема в том, что производят мало топлива", – пояснил собеседник LS.
Он напомнил, что после модернизации НПЗ обещали, что проблема дефицита ГСМ не возникнет. Однако не прошло и четырех лет, как в стране на ежегодной основе недостает дизтоплива или авиакеросина.
"Наши заводы производят мало топлива. Модернизацию провели, но мощности как были, так и остались на прежнем уровне. Зато объемы экспорта растут. В Казахстане необходимо увеличивать объемы переработки", – высказался он.
Смирнов добавил, что для этого можно либо реконструировать действующие НПЗ, либо строить четвертый. Также, по его словам, нужно увеличивать поставки нефти на внутренний рынок. Для этого можно изменить налоговое законодательство так, чтобы возврат НДС осуществлялся не с экспорта нефти, а с поставок на внутренний рынок.
Между тем, в "Открытых НПА" уже опубликован проект приказа, согласно которому стоимость дизтоплива составит 230-260 тенге для казахстанцев, которые покупают 100 литров в день (физические лица) и 300 литров в день (водители спецтехники). В случае превышения лимита или для остальных категорий лиц (иностранцы) ДТ будет стоить 450 тенге за литр.
Ранее данные поправки анонсировал министр энергетики Болат Акчулаков.