В 2016 году электронная торговля за товары и услуги без банковских транзакций составила 226,4 млрд тенге. Об этом сообщил представитель региональной палаты предпринимателей Алматы Тимур Хакимов во время Торговой миссии Казахстан-2017, передает LS.
Однако, по его словам, если включить все правоотношения коммерческого характера, а это все товары работы и услуги, то объем электронной торговли в Казахстане достигает 1,051 трлн тенге*.
"Что касается проникновения интернета в Казахстане, то сегодня в стране 13,6 млн постоянных пользователей сети в возрасте от 16 до 74 лет (80,2%). При этом интернет-карта Казахстана выглядит крайне неоднородно – почти 60% вклад в общее количество интернет-пользователей Казахстана вносят два крупных города и несколько областей. Это Астана, Алматы, Алматинская, Костанайская, Павлодарская и Актюбинская области. Из них 10% аудитории Казнета покупают в интернете. При этом 51% в этой аудитории делают это ежемесячно. По данным статистики, основная доля покупок приходится на косметические товары и туалетные принадлежности (21,5% от общего объема розничной торговли через интернет), компьютеры, периферийное оборудование и программное обеспечение (11,1%), детали и принадлежности для автомобилей (11%). И, наконец, самые активные интернет-шопоголики – это женщины. На их долю приходится порядка 63% всех покупок", - заметил Хакимов.
Представитель палаты заметил, что в текущем году на 0,4% до 15,8 млн единиц снизилось количество платежных карточек. Тем не менее в стране около 14,4 млн держателей карт. Между тем количество транзакций в прошлом году выросло до 75,2 млн на 825,2 млрд тенге (с 50 млн транзакций на 537,7 млрд тенге в 2015 году). Из них 13,4 млн переводов на 281,9 млрд тенге за пределы Казахстана.
"Если говорить об активности в электронной коммерции, то в нашей стране зарегистрировано свыше 126 181 доменных имен. Постоянно работают около 300 интернет-магазинов. Из них 50 крупных компаний и 20 фирм, осуществляющих продажи только через интернет. Когда мы стали проводить анализ электронной коммерции в Казахстане, то заметили ряд проблемных вопросов. Это отсутствие единого понимания субъектов электронной торговли, реестра для этих субъектов, крупной платформы производителей и поставщиков товаров и услуг. Также остаются острыми вопросы логистики и несправедливой налоговой нагрузки", - пояснил Хакимов.
Спикер отметил, что отечественные предприниматели вынуждены платить НДС, в то время как онлайн-компании из-за рубежа освобождены от аналогичных налогов в своих странах. По этим причинам он озвучил предложения Нацпалаты по поводу того, что необходимо разработать концепцию развития электронной торговли, внести изменения в действующее законодательство.
"Также нужен справедливый налог: либо казахстанский интернет-бизнес освобождается от НДС, либо зарубежные будут начинают платить налоги", - заключил он.
Подхватив тему интернет-бизнеса в стране, директор агентства Baker Tilly Казахстан Рамина Назырова озвучила результаты исследования рынка e-commerce.
Она пояснила, что из 226,4 млрд тенге ($660 млн) в электронной торговле на розницу пришлось 78,5 млрд тенге, на оптовые продажи – 67,7 млрд тенге и на услуги – 80,2 млрд тенге. Назырова добавила, что если Казахстану удастся добиться показателей в $1 млрд тенге, о которых постоянно говорит председатель Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин, то рост электронной коммерции составит 45,4%.
"Вместе с тем розничный товарооборот в сфере e-commerce в Казахстане равен менее 10%. В перспективе ожидается увеличение до 15-18%. Спустя пару лет эта доля может вырасти до 30%", - заметила спикер.
Директор компании добавила, что в региональном разрезе сферы онлайн-торговли Алматы лидирует с явным разрывом – 162,6 млрд тенге (71,8%). В тройку лидеров также вошли Карагандинская область (26,92 млрд тенге, или 11,9%), Астана (16,96 млрд тенге, или 7,5%).
"Что касается предпочтений казахстанцев, мы разбили рынок на две категории: интернет-магазины и торговые площадки. В итоге на первую категорию пришлось 142,3 млрд тенге валовой выручки в 2016 году. Больше всего выиграла сфера одежды, где валовая выручка составила 40 млрд тенге. На втором месте пассажирские перевозки – 31,6 млрд тенге, на третьем месте продажа билетов – 24,4 млрд тенге. Далее следуют электроника 24,4 млрд тенге и нишевые магазины 17,78 млрд тенге", - заметила Назырова.
На торговые площадки, по ее словам, пришлось 18,4 млрд тенге валовой выручки. Из них маркетплейсы (kaspi.kz) заработали 12 млрд тенге, классифайды (колеса, крыша, маркет и т. д.) – 3,9 млрд тенге, купонаторы – 2,5 млрд тенге.
"Если говорить об основных тенденциях, то можно выделить четыре тренда, которые влияют на рост интернет-ретейла. Первый – переход на мобильные устройства. Согласно исследованию, две трети казахстанцев уже посещают сайты с мобильников. При этом в "Сулпаке" 60% покупок совершаются через телефон, в "Ламоде" этот показатель равен 50%, в Chocolife.me – свыше 40%", - заметила спикер.
Второй тренд – рост карточных платежей. 48% онлайн-транзакций по картам уже приходятся на отечественные магазины. А средний чек превысил 10 тыс. тенге. Третья тенденция – развитие альтернативы картам оплаты, например мобильные финансы. Последняя тенденция – развитие логистики и инфраструктуры.
Между тем приглашенный представитель крупнейшего европейского концерна посылочной торговли Otto group отметила, что казахстанцы до сих пор привязаны к бумажным каталогам.
Она пояснила, что в 2015 году в период экономического кризиса их компания решила предоставлять каталоги только онлайн.
"В итоге в прошлом году продажи упали на 50%. После чего мы снова решили вернуть в Казахстан офлайн-режим. В целом каталогизаторы в рознице Казахстана составляют около 11%, в то время как в Европе этот показатель равен примерно 20-25%. Мы уже почти достигли показателя в 18% в 2015 году, но не вышло. Также, помимо этого, стоит добавить, что кризис сильно ударил по карману наших покупателей, что также сказалось на продажах", - заметила спикер.
Напомним, ранее LS публиковал инфографику о том, на что казахстанцы тратят деньги в интернет-магазинах. Тем временем, согласно исследованию Nielsen Kazakhstan, среди казахстанцев растут опасения о финансовом будущем. При этом больше всего люди предпочитают экономить на одежде.
*Комиссией ООН по праву международной торговли разработан типовой закон по электронной торговле, определяющий виды сделок, осуществляющиеся через электронные торги (сделки на поставку товаров или услуг, дистрибьюторские соглашения, лизинг, предоставление консультации, инжиниринг, инвестирование, банковские услуги, страхование и т.д.).
В казахстанском законодательстве электронная торговля регулируется Законом РК "О регулировании торговой деятельности" и предполагает только куплю и продажу товаров.