Казахстан сильно отстает по развитию e-commerce от других стран - Горожанкин

Глава АКИБ посчитал обидными проекты, которые предлагаются по программе "Цифровизации Казахстана" 

14 сентября 2017 года

Электронная коммерция Казахстана в шесть-семь раз отстает от российской. Об этом сообщил глава Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин на международной конференции MobiEvent 2017, передает LS.

Он пояснил, что если среди активных интернет-пользователей соседней страны 70% покупают товары и услуги в интернете, то в Казахстане этот показатель равен 10%. Причем, по словам Горожанкина, в федерации не самые лучшие мировые показатели.

Глава АКИБ пояснил, что в Казахстане каждые 30 секунд оборот e-commerce составляет примерно $2,75. В США этот показатель равен $387,05, в Германии $51,97, в России $17,397.

Он отметил, что по его ранним прогнозам интернет-коммерция страны должна была достигать $3 млрд в 2017 году. Однако на сегодня этот показатель равен около $1 млрд. При этом в Казахстане хорошо развиваются зарубежные компании e-commerce. Например, в страну ежемесячно поступает около 8 тыс. посылок от сервиса Alibaba, в ноябре этот показатель вырастет до 11 тыс.

По мнению спикера есть несколько причин, которые тормозят электронное развитие:

- низкий уровень профессиональной подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- низкий уровень использования ИКТ технологий бизнесом и низкий уровень мотивации собственников и руководителей предприятий к внедрению нововведений;

- отсутствие entrepreneurial drive, то есть непопулярность предпринимательской деятельности среди населения и недостаточный уровень развития инфраструктуры для поддержки стартапов;

- недостаточная доля электронной торговли;

- сравнительно низкая популярность электронного правительства;

- недостаточная эффективность внутренних процессов госорганов за счет все еще большой доли бумажного документооборота.

Горожанкин сообщил, что эти барьеры должны быть адресованы и решены в рамках программы цифровизации. Он добавил, что ждал со вчерашнего выступления президента Нурсултана Назарбаева того, что будет объявлена диджитилизация страны. Однако, по словам главы ассоциации этого не произошло. Наоборот, было заявлено, что проект "Цифровой Казахстан" нужно доработать.

Горожанкин посчитал, что откладывание проекта пока еще больше отдаляет страну от технологизации.

"Сама по себе идея программы цифровизации Казахстана неплохая. Но в этом вопросе нужно прислушаться к непосредственным игрокам этой отрасли. Например, под программу выделяется около 230 млрд тенге. И мы замечаем, что по ней появляются странные проекты. Самое обидное, что предлагаемые ими идеи уже доступны для нас сейчас. Также было предложено отдать большую территорию ЭКСПО под IT-центр. Я до сих пор сомневаюсь, что они соберут столько стартапов, сколько можно там уместить", - рассказал о минусах механизма Горожанкин.

Он добавил, что от успеха реализации программы зависит увеличение доли интернет экономики. Сейчас она составляет около 0,2% ВВП. К 2025 году в случае успеха может вырасти в 11 раз до 2,3% ВВП. Это может создать 240 тыс. новых рабочих мест.

Развитие цифровизации обусловлено значительным ростом онлайн-торговли, увеличением затрат на обеспечение доступа к интернету, повышением экспорта компьютерных и телекоммуникационных товаров и услуг, вливанием инвестиций в эту сферу.

Для решения этих вопросов Горожанкин назвал несколько путей решения, которые помогут в развитии "Цифрового Казахстана" и электронной коммерции в частности.

Во-первых, по его словам, необходимо открыть доступ для интернет-магазинов и сервисов в ПИТ "Алатау".

"Причем для этого нужно пересмотреть некоторые законодательные моменты. Мы уже провели переговоры с заместителем премьера-министра Аскаром Жумагалиевым, который пообещал помочь в этом вопросе", - уточнил Горожанкин.

Во-вторых, по мнению ассоциации, необходимо пиарить e-commerce в государственном масштабе. Чтобы люди доверяли интернет-транзакциям и не боялись покупать товары. Он сообщил, что по электронному счету в течение 60 дней можно вернуть товар и получить деньги назад. В то время как за расплату наличными нужно хранить чек, без которого ничего нельзя доказать.

В-третьих, необходима корректировка учебных планов и специальностей IT-вузов в соответствии с потребностями рынка.

В-четвертых, должно появиться стартап-движение по всей стране.

В-пятых, банки должны открыть карты для интернет-транзакций. Горожанкин отметил, что на сегодня не все финансовые институты разрешают оплачивать услуги онлайн без письменного заявления о снятии данного запрета.

В-шестых, Горожанкин посоветовал обществу строже контролировать исполнение Digital Kazakhstan.

Напомним, ранее глава АКИБ сообщал, что предметно разговаривал с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым по поводу вхождения e-commerce в специальную экономическую зону "Парк инновационных технологий "Алатау" (СЭЗ ПИТ).

"Мы ставим сейчас вопрос перед премьер-министром о том, чтобы в законе красной строкой было написано: "Весь интернет-бизнес имеет право попадать в СЭЗ ПИТ". Парк дает 0% по КПН и определенные послабления по социальному налогу. Мы считаем, что наше присутствие в "Алатау" абсолютно нормально, потому что не все компании, которые находятся в СЭЗ, являются инновационными в отличие от e-commerce. Я считаю, что бизнес, который научился продавать товары и услуги через интернет, – это и есть инновация. Надеюсь, что к концу года электронная коммерция получит определенные налоговые льготы", - высказал свои ожидания собеседник LS.

До этого осенью прошлого года Горожанкин говорил, что Сагинтаев обещал помочь избавить e-commerce от налогов еще в начале этого года. 

Справка

В Алматы с 14 по 15 сентября проходит шестая международная конференция "Мобильные сервисы и платежи - MobiEvent'17", посвященная вопросам развития глобальных и региональных рынков мобильных финансовых услуг.

Конференция объединяет видных представителей МПС, национальных и международных банков, электронных платежных систем, систем мобильных платежей, операторов сотовой связи, разработчиков оборудования и программного обеспечения, контент- и сервис-провайдеров и предоставит возможность свободной дискуссии по самым актуальным темам развития мобильной и электронной коммерции.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.