Около 11% населения Казахстана оплачивают услуги и товары через интернет. Об этом в беседе с LS сообщил председатель Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин.
Он спрогнозировал, что в течение ближайших трех лет этот показатель вырастет до 20%.
"Сейчас население платит практически за все: авиа- и ж/д билеты, походы в кино, доставку еды, одежды и так далее. Мы легко можем увеличить охват населения до уровня Китая (40%) или перегнать Россию с их 17%. Потенциал очень большой", - пояснил глава ассоциации.
Горожанкин добавил, что для развития e-commerce необходимо, чтобы 20% граждан страны сидели в интернете. В Казахстане электронная сеть появилась примерно в 1995 году, а электронная торговля начала развиваться в 2012 году. По словам Горожанкина, все эти пять лет предприниматели в области онлайн-продаж укрепляли фундамент.
"Сейчас у наших бизнесменов есть отличная возможность выйти на Среднюю Азию. В Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане в этом и следующем году 20% населения начнут сидеть в интернете. От этого в данных странах произойдет взрыв интернет-коммерции. Если наши предприниматели выйдут на их рынки, то у них появятся большие шансы занять хорощую долю у соседей и стать основными игроками в Центральной Азии. Такая же возможность присутствует и по Южной Азии и Африки", - объяснил Горожанкин.
Что касается конкуренции в Европе, по словам собеседника LS, это очень сложная задача из-за неравных условий. Глава АКИБ пояснил, что большая часть бизнеса и инноваций создается в Силиконовой долине. В течение года-двух новшество перетекает в Европу, позже в Россию, потом в Казахстан.
"Поэтому сделать что-то здесь, чтобы пользовался весь мир, очень сложно. Даже у европейцев подобное крайне редко. Нам надо завоевывать те рынки, которые от нас чуть отстают. По крайней мере на них надо тренироваться", - заявил Горожанкин.
Он выразил уверенность в том, что Алматы может стать стартап-хабом за счет хорошего климата и дешевизны.
Кроме того, Горожанкин рассказал, как проходят переговоры по налоговым послаблениям для интернет-бизнеса. Он сообщил, что предметно разговаривал с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым по поводу вхождения e-commerce в Специальную экономическую зону "Парк инновационных технологий "Алатау" (СЭЗ ПИТ).
"Мы ставим сейчас вопрос перед премьер-министром о том, чтобы в законе красной строкой было написано: "Весь интернет-бизнес имеет право попадать в СЭЗ ПИТ". Парк дает 0% по КПН и определенные послабления по социальному налогу. Мы считаем, что наше присутствие в "Алатау" абсолютно нормально, потому что не все компании, которые находятся в СЭЗ, являются инновационными в отличие от e-commerce. Я считаю, что бизнес, который научился продавать товары и услуги через интернет, – это и есть инновация. Надеюсь, что к концу года электронная коммерция получит определенные налоговые льготы", - высказал свои ожидания собеседник LS.
Напомним, осенью прошлого года Горожанкин говорил, что Сагинтаев обещал помочь избавить e-commerce от налогов еще в начале этого года.