Средняя стоимость авто в 2016 году выросла более чем на 1 млн тенге, передает LS.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), средняя цена импортируемых машин в 2016 году выросла с 4 млн до 7,2 млн тенге, а отечественных - с 4,3 млн тенге до 5,3 млн тенге.
"В ценообразовании импортные автомобили будут зависеть от курса тенге в большей степени, нежели машины отечественного производства. Поскольку курс стабилизировался и значительных колебаний на рынке не ожидается, то цены этого года на автомобили продержатся и в 2017 году. Рынок и новых, и подержанных авто сохранит текущие показатели, поскольку перспектив на удешевление пока нет. Для снижения стоимости новых машин, произведенных в Казахстане, необходимо наращивать уровень локализации. Кроме этого, значительную долю рынка составляет импорт, что также не способствует снижению цен", - пояснили в пресс-службе ассоциации.
В свою очередь председатель правления "КазАвтоПрома" Олег Алферов считает, что цены на авто в 2017 году вырастут.
"Конечно, прогнозировать с высокой уверенностью ценообразование, не будучи уверенным в валютном курсе, невозможно. Однако в 2016 году наблюдался стремительный процесс подорожания среднего авто на казахстанском рынке. Вероятнее всего, тенденция в будущем сохранится. Большинство потребительских рынков Казахстана зависит от запредельной стоимости импорта, как следствие, от валютных колебаний. И только импортозамещение и повышение локализации позволят снизить стоимость продукции", - пояснил он.
Собеседник напомнил, что в 2014 году правительство прогнозировало рост объема производства авто до 300 тыс. единиц в год к 2020 году. Это позволило бы создать и увеличить объемы сборки автокомпонентов. Однако на сегодняшний момент темпы снизились.
"Продолжается реализация машиностроительного завода полного цикла в Усть-Каменогорске стоимостью $380 млн. На строительство уже вложено $57 млн. Мощность предприятия составит 120 тыс. авто бюджетного сегмента в год. Могу предположить, что производство запустится в 2018 году, но все зависит от ситуации на рынке страны и от инвестиций. Пока что это факторы со знаком вопроса. Но тем не менее инвесторы, которые реализуют данный проект, прилагают максимум усилий к тому, чтобы он состоялся", - объяснил Алферов.
Он добавил, что автомобили из усть-каменогорского завода будут ориентированы на экспорт. По словам главы "КазАвтоПрома", одними из рынков сбыта продукции за рубежом станут филиалы "БИПЭК Авто – Азия Авто" в России.
"В будущем эта инфраструктура продаж и сервиса будет работать в привязке к производству полного цикла усть-каменогорского завода, а уже потом как самостоятельный бизнес. А пока казахстанская компания работает на создание базы и клиентов", - отметил председатель правления и добавил, что сейчас казахстанская компания продает транспорт в 12 регионах соседнего государства.
Также Олег Алферов не обошел тему электрокаров. Собеседник уверен, что о массовости спроса на такие машины в Казахстане пока рано говорить.
"Инфраструктурой для эксплуатации электрокаров Казахстан не обладает. Но это мелочи. Сегодня произведенные на казахстанском рынке электрокары стоят слишком дорого. От этого нет спроса. Поэтому в ближайшее время такие машины, скорее всего, не будут востребованы у нас. Только при наличии массированной поддержки государства этот сегмент может развиваться", - отметил он.
Между тем на заседании инвесторов в Алматы аким города Бауыржан Байбек сообщил, что ведутся переговоры с немецкой компанией Eurobus о строительстве заводов электроавтобусов в мегаполисе. По плану завод должен выйти на экспорт в страны ЕАЭС. По мнению Алферова, этот проект непривлекателен с точки зрения инвестиций.
"С учетом того, что транспорт с электрической тягой пользуется льготами по оплате таможенных пошлин, не думаю, что это настолько успешный с инвестиционной точки зрения проект. Импорт готовых автобусов на электрической тяге может оказаться ничуть не менее выгодным, чем их сборка на месте. Хотя все зависит от того, в каком режиме инвестиционных преференций будет работать это предприятие. Что касается экспорта в Центральную Азию, то здесь нет ощутимого спроса на подобного рода транспорт. Так что тут нужно еще подумать, прежде чем налаживать производство", - заключил Алферов.
Напомним, за 11 месяцев 2016 года налоги автомобильной отрасли Казахстана составили более 17 млрд тенге. За этот период казахстанцы потратили $758 млн тенге на покупку новых авто.