В Казахстане подняли вопрос о внедрении европейской практики в работу местных аэропортов. Об этом заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин, передает LS.
Он напомнил, что цена на авиабилеты формируется из нескольких статей, в том числе топлива.
"На сегодняшний день авиакеросин продают заводы либо давальцы, у последних сейчас цена достаточно низкая. Если в прошлом году она составляла 219 тыс. тенге за тонну, то на сегодняшний день стоимость упала до 161 тыс. тенге за тонну. Надбавка посредников сейчас порядка 35%, и еще 22% накидывает аэропорт. Итого 65% на сегодняшний день. Были времена, когда накрутка на авиатопливо составляла 90-100%, просто сейчас ситуация для аэропортов и авиакомпаний нестандартная", – сказал он.
Спикер объяснил ситуацию тем, что сложился достаточно ограниченный рынок поставщиков.
"Что в структуре стоимости билета имеет значение? Топливо, которое составляет до 30%, дальше техобслуживание воздушных судов – от 18% до 22%, аэропортовское стандартное обслуживание – 7-15% от стоимости билета и остальные расходы на персонал. Я бы выделил здесь услуги, связанные с продажей, они занимают около 5%, и, по-моему, это достаточно много", – привел он цифры.
Жумангарин также отметил, что биржевая торговля – это одна из возможностей покупать авиатопливо для аэропортов и авиакомпаний не только через госзакупки или квазигосзакупки.
"В ближайшее время, в ноябре, мы будем проводить деловую игру с биржевиками. Если аэропорты хотят в ней участвовать, мы можем провести ее в том числе по авиатопливу. Будет интересно посмотреть, на сколько у нас цена изменится. Аэропорты тогда попадут в конкурентное поле. Действительно, когда кто-то может покупать так, а кто-то – через какие-то правила, то это большой барьер. Это я четко понимаю", – подчеркнул глава агентства.
При этом Жумангарин напомнил, что в услуги аэропорта входят 64 регулируемых и 55 нерегулируемых.
"В сфере естественных монополий находятся взлет и посадка, обеспечение авиационной безопасности, предоставление места стоянки на базовом аэродроме и сверхнормативов и т.д. А нерегулируемые, где цена назначается самим аэропортом, чтобы дать возможность дополнительного заработка. К примеру, встреча и регистрация пассажиров", – пояснил он.
Поэтому глава агентства считает, что Казахстану необходимо обратиться к опыту международной практики и рассмотреть ее внедрение. В частности, он отметил, что, согласно директивам стран ЕС, по наземному обслуживанию крупных аэропортов, где пассажиропоток не менее 2 млн в год, должно быть минимум две обслуживающие организации.
"При этом ни одна из них не должна быть связана с аэропортом или авиакомпанией, то есть должна быть полностью независимой. В Казахстане такой нормы нет, хотя в аэропортах Нур-Султана и Алматы это могло бы быть уже применено. Надо начинать рассматривать такой вопрос", – считает Жумангарин.
Кроме того, в Казахстане среднестатистический человек уже на ментальном уровне старается ничего не покупать в аэропортах, потому что это дорого, продолжил он.
"Но это играет против самих аэропортов. Это то, чем мы в ближайшее время будем заниматься, планируем предлагать комитету гражданской авиации сделать правила конкурсного прозрачного отбора для поставщиков как в стерильную зону, так и в общую. Потому что в конечном итоге это достаточно сильно влияет на ментальное восприятие аэропорта, чтобы он не считался сферой дорогих услуг", – добавил спикер.
В целом агентство воспринимает аэропорты как отдельные товарные рынки, подчеркнул он.
"Все, что находится на их территории, будет считаться другим товарным рынком. Если ты работаешь на территории один и ставишь 500 тенге за чашку чая, то ты подвергаешься нормальному антитрастовому регулированию как доминант. С тебя можно будет спросить, почему такая цена, и разумное объяснение этому будет дорогая аренда. В каждом аэропорту есть свои ставки расходов. Но в целом разница в цене на пакетик чая в городских кафе и в аэропортах, все равно немыслимая", – резюмировал глава ведомства.
Ранее сообщалось, введут ли в Казахстане госрегулирование цен на авиатопливо. Напомним, ранее LS писал о том, что Казахстан сможет экспортировать почти треть своего авиакеросина.