Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) России отказывается бесплатно выдавать разрешение национальному авиаперевозчику Казахстана на пролет по своему воздушному пространству. Как прокомментировали LS в компании "Эйр Астана", данное решение является необоснованным.
По информации национального перевозчика, две недели назад казахстанские авиационные власти провели переговоры с российскими коллегами по вопросу выдачи разрешения на пролет над территорией РФ. Компания планирует запустить новое авиасообщение из Астаны в Улан-Батор с 27 марта 2016 года. Речь идет о 300 км в воздушном пространстве соседней страны.
"Это ставит под угрозу выполнение данного рейса. Согласно существующему соглашению о воздушном сообщении между двумя странами, назначенные перевозчики обоих государств вправе пролетать над территорией другой стороны (в данном случае России) без посадки и дополнительных согласований пунктов назначения в третьих странах. Более того, согласно определению Международной организации гражданской авиации, воздушные трассы, используемые при выполнении полетов из Казахстана в Монголию, Китай и Южную Корею, не относятся к системе транссибирских маршрутов (ТСМ)", - пояснили LS в компании.
В "Эйр Астане" сообщили, что российская сторона требует оплаты роялти за пролет этих 300 км, относя их к ТСМ.
"Но в нашем случае роялти не подходит под классическое определение, так как здесь нет значительной экономии топливных и операционных расходов в сравнении с европейскими и азиатскими перевозчиками", - отмечают в компании.
В комментариях нацперевозчика говорится о том, что казахстанская сторона никаких ограничений для пролета российскими авиакомпаниями над территорией РК в третьи страны не применяет, в том числе по трансазиатским направлениям.
Как стало известно от "Эйр Астаны", российские авиакомпании выполняют в 30 раз больше пролетов на территории РК, что свыше 640 рейсов в неделю, чем казахстанские авиакомпании над территорией РФ.
"Более того, казахстанская сторона, руководствуясь интересами дружбы и сотрудничества, в октябре 2015 года выдала разрешение и приняла назначение российской авиакомпании "Аэрофлот" вместо "Трансаэро" в течение суток после получения заявки без каких-либо условий и требований по соблюдению предусмотренных законодательством формальностей, в то время как процедура получения разрешений в авиационных властях РФ у казахстанских авиакомпаний занимает не менее 45 дней", - добавили в "Эйр Астане".
Однако, по данным нацперевозчика, российская сторона настаивает на заключении коммерческого соглашения с "Аэрофлотом" с выплатой роялти или предоставлении посадочных мест в пользу российского перевозчика. В частности, предоставлении дополнительных коммерческих прав, включая назначение второго российского перевозчика по маршрутам Москва - Астана и Москва - Алматы и увеличение частоты рейсов. При этом "Аэрофлот" проводит демпинг за счет получаемых роялти за транссибирские пролеты.
"Очевидным является неравнозначность вариантов размена, поскольку пролет 300 км является техническим вопросом и должен решаться в двустороннем порядке в соответствии с Соглашением о воздушном сообщении между правительствами Казахстана и России", - комментируют в "Эйр Астане".
Согласно информации, вопрос о дополнительных коммерческих правах относится к сфере либерализации рынка, что определяется договором о Евразийском экономическом пространстве, а условия, порядок и этапность либерализации - международными договорами.
"Поэтому необходимо разграничить эти два вопроса. Позиция российской стороны дискриминирует казахстанского перевозчика, поскольку за пролет в 300 километров ставит его в неравные условия по сравнению с европейскими или азиатскими перевозчиками, которые имеют доступ к пролету по ТСМ на расстояния порядка 7000 километров на основании коммерческого соглашения с "Аэрофлотом" без дополнительных требований по открытому небу между РФ и иностранными государствами, такими как страны ЕС", - поясняют в "Эйр Астане".
При этом в компании считают, что, возможно, отказ был продиктован с целью предотвращения перераспределения транзитного пассажиропотока из Монголии в Европу, то есть устранения конкуренции на маршрутах в Монголию.