Реакция правительства должна быть мобильнее и эффективнее – Баталов

6 апреля 2015 года
В связи с удешевлением российского импорта из-за обесценивания рубля на казахстанском рынке создалась искусственная конкуренция. Кроме того, отечественный бизнес все еще испытывает трудности из-за девальвации тенге, проведенной Нацбанком РК в феврале 2014 года. О том, как это отразилось на Raimbek Group и чего ожидают отечественные бизнесмены от государственных программ по защите местного сектора МСБ, корреспонденту LS рассказал основатель Raimbek Group Раимбек Баталов. - Раимбек Анварович, как вы считаете, насколько эффективной будет программа по выделению полок в розничных сетях под отечественные товары? - Безусловно, никто не ждет быстрого эффекта. Сеть «Арзан», которая входит в нашу группу, одной из первых поддержала отечественных товаропроизводителей. И не только тех, кто производит продукцию на своих фабриках, но и крестьян, которые ее выращивают. В первую очередь в Алматинской и соседних областях. Важно, чтобы подобные проекты были не кратковременными, а системными. Только тогда можно будет достичь желаемого результата. Именно комплексный подход ретейла, производственных компаний и государства даст свой эффект. Это важно делать в конкурентной среде, что и происходит, в общем-то. - Повлияли ли удешевление российских товаров и прошлогодняя девальвация  на ваше производство? - Конечно, повлияли. Потому что, мы считаем, сложилась совершенно искусственная конкурентная ситуация, когда российский товар, учитывая совсем другой курс рубля к доллару и тенге к рублю, с точки зрения цены становится более конкурентным. Мы, конечно, потеряли определенные доли на рынке и это, безусловно, отразилось на нашем финансовом состоянии. Но такая ситуация временная. Тем не менее над ней надо работать и мы ждем более активной позиции от государства. - Во время кризиса 2009 года был создан антикризисный совет, который вы возглавляли. Планируется ли создать что-то аналогичное для защиты отечественного рынка? - На данный момент особой необходимости в антикризисном совете нет. Общие позиции консолидируются и на тех площадках, которые есть у премьер-министра, и палата предпринимателей также обобщает определенные предложения. Поэтому площадок у нас хватает. Важно, чтобы была правильная реакция правительства и отраслевых министерств. Еще раз подчеркиваю: она сейчас должна быть более мобильной, быстрой и более эффективной, потому что сейчас для бизнеса Казахстана не простое время. - А сейчас есть какой-то отклик от государства? - Обсуждается много вопросов о том, как поддерживать отечественных товаропроизводителей, защищать собственный рынок от серой, контрафактной продукции. Также говорим о том, как защитить рынок потребителя от таких товаров, которые достаточно открыто идут на наш рынок. Например, за последние три месяца импорт пальмового масла в Россию увеличился на почти 40%. Хотя потребление там не растет. Это говорит о том, что данный товар через удешевленные молочные продукты попадает и в том числе на полки казахстанского ретейла. А это вопрос уже качества товара и гарантий безопасности здоровья в целом. - Сейчас многие компании сокращают штат и производство. А вы планируете увольнять людей? - К сожалению, у нас такая же ситуация. В связи с тем, что мы теряем в доходах, вынуждены оптимизировать штат. Как уже говорилось, ликвидность тенге, к сожалению, отсутствует, процентные ставки растут, а налоги, понятно, не уменьшаются. При этом обязательства перед банками остаются прежними. Перед нами нет четкой задачи сократить штат на 5% или 10%. Мы к каждому направлению подходим индивидуально и в зависимости от целесообразности это делаем. - В текущем году Казахстан должен вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вы готовы? - Да мы уже давно в ВТО. Сейчас на прилавках ретейла можно встретить китайские, европейские, турецкие и российские товары. Поэтому я не вижу никаких особых изменений. - А вы сами планируете выходить на экспорт и расширять свое присутствие на рынках? - На сегодняшний день мы представлены во всей Центральной Азии. Кроме Узбекистана. Экспортируем на Кавказ. Например, в Грузию, Армению, Азербайджан, Китай и в шесть регионов России. У нас активная экспортная политика и ежегодно увеличиваем присутствие на других рынках где-то на 30%-40%.

Асель МАРАТОВА

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.