Почему в Казахстане не могут существовать авиакомпании класса лоукостер и для чего местные перевозчики формируют рейсы под определенных пассажиров? На эти и другие вопросы LS ответил коммерческий директор авиакомпании Qazaq Air Адель Даулетбек.
- Г-н Даулетбек, многие ждали появление на рынке дешевой авиакомпании, однако вы не позиционируете себя как лоукостера. Почему?
- Дело в том, что в Казахстане авиакомпании не летают в альтернативные, более дешевые аэропорты, поскольку практический каждый город имеет только одну воздушную гавань. Поэтому здесь полностью применить лоукост-технологии сложно. Однако мы стараемся использовать некоторые инновационные технологии, которые используют другие иностранные перевозчики. В частности, сокращение времени стоянки в аэропорту, чтобы как можно больше увеличить оборот воздушного судна, упрощенная тарифная система, когда предлагается не более двух видов и идет очень большой контроль авиатоплива.
- Каким образом?
- Даже несмотря на то, что у нас самолеты Bombardier Q400 очень экономичные, на топливо приходится большая часть расходов. Поэтому мы стараемся ее очень контролировать и закупать авиатопливо у крупных поставщиков большими партиями. Договариваемся с каждым аэропортом, куда летаем, о хранении собственного топлива, тем самым значительно снижая стоимость расходов по данному пункту.
- У вашей авиакомпании и компании "КазМунайГаз" один акционер. Предоставляет ли он вам скидки и у кого вы покупаете авиакеросин?
- Сейчас не могу точно сказать, это происходит через наш отдел закупок. Но поскольку авиакомпания государственная, она имеет доступ к тем квотам, которые предоставляются крупным компаниям.
- Вы формировали рейсы под нефтяные компании. С чем это связано?
- После открытия авиасообщений в Атырау и Актобе получили очень большой отклик от людей, которые работают на нефтяных месторождениях по вахтовому методу. Они сообщали об удобных датах, маршрутах и информацию по графикам их движения. Как выяснилось, многие ждали данный рейс. Это связано с тем, что ранее нефтяникам приходилось добираться на поезде, а на дорогу уходило до полутора суток. Изучив всю информацию, мы нашли оптимальное время. Вылет из Атырау и Актобе в 18:50, а за два часа до этого вахтовых работников доставляют в аэропорт. То есть у них остается время, чтобы успеть пройти регистрацию. Теперь со стыковкой в Актобе на дорогу уходит 4,5 часа. По стоимости, мы предоставляем перелеты примерно на 50% дешевле по сравнению с другими авиаперевозчиками.
- Расширять сетку не планируете?
- Пока речь идет о рейсе Атырау - Шымкент, например, или Актобе - Шымкент. То есть между городами, куда мы летаем практически напрямую. Атырау - Актобе - Шымкент. Сейчас работаем напрямую с несколькими нефтяными компаниями. Они определили компании, которые проводили у нас аудит. Предварительно мы знаем результаты аудита – они положительные. Мы надеемся, что официальные данные мы получим очень скоро, сотрудники этих нефтяных компаний получат от своего руководства разрешение пользоваться рейсами Qazaq Air. Как раз в указанным направлениях - Актау, Атырау и Шымкент.
Также нами прорабатывается вопрос еще одного регионального маршрута из Кызылорды в Актау и далее в Атырау. То есть хотим связать нефтяные регионы и составить конкуренцию железным дорогам.
- Почему именно железным?
- Наша основная цель - охватить региональные направления, где есть недостаток авиасообщения. Как вы знаете, многие авиакомпании связывают крупные города с Алматы и Астаной. А мы хотим охватить регионы и поэтому сейчас для нас основной конкурент - железная дорога, а не другая авиакомпания.