Производители одежды наращивают объемы на патриотизме казахстанцев

Казахстанская легкая промышленность не сможет переломить импорт без льгот

31 марта 2016 года
    

Казахстанская легкая промышленность за прошедший год нарастила производство на 3,8%. Однако данных темпов недостаточно, чтобы вытеснить товары из Китая и Турции. К тому же с недавнего времени одевать казахстанцев начал и Кыргызстан. LS поговорил с экспертами о том, какие изменения происходят на рынке легкой промышленности.

С 2014 года в Казахстане активно раскручивается акция "Сделано в Казахстане", которая повлияла на отношение населения к отечественным товарам. В прошлом году первые лица страны стали носить деловые костюмы и обувь казахстанского производства, доказывая, что их качество не уступает импорту. Как утверждает президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова, подобный патриотизм помог увеличить производство на 3,8%. 

Однако данной поддержки недостаточно. Ситуацию может изменить поддержка со стороны государства, как это происходит в соседних странах. По словам Худовой, в  Кыргызстане производители одежды работают по патенту, а Беларусь создала специальные экономические зоны с льготами и преференциями. 

По данным собеседницы, легкая промышленность работает на таких же условиях что и пищевая, строительная и горнодобывающая. Предприятия кожевенного производства выплачивают в виде налогов 25-27% прибыли, а компании по пошиву одежды 15-20%. 

"Мы предложили правительству две меры: на пять лет освободить предприятия от уплаты налога на НДС, а также освободить от уплаты корпоративного налога на ту часть, что реинвестируется в производство. Это был бы хороший стимул для предприятий. Им было бы невыгодно скрывать или занижать свою прибыль, кроме того, они бы активнее занимались бы модернизацией и увеличение объемов производства. Сегодня же предприятиям приходится "клянчить" кредиты у банков второго уровня и субсидии у государства", - пояснила собеседница.

Еще одной проблемой отрасли глава ассоциации называет несовершенство таможенного законодательства. По ее словам, через границу проходят тонны несертифицированного и незадекларированного товара, при том, что оплата таможенных сборов проводится только по весу.   

"Мы готовы конкурировать даже с продукцией из Турции, Китая и Кыргызстана, но легально произведенной, чтобы они ее задекларировали, сертифицировали, как делают это наши отечественные производители. Тогда и посмотрим, какая продукция будет востребована", - добавила она. 

Определенные изменения были приняты. Так, с 2005 года для некоммерческих целей можно было завезти 2 тонны товара без декларирования, то сейчас данный объем снизился до 50 кг. Впрочем, по словам Худовой, на ситуацию это не повлияло, ведь рынок по-прежнему заполнен дешевым импортным товаром. 

Сами производители продолжают ориентироваться не на масс-маркет, а на спецзаказы. "Большинство предприятий легкой промышленности ориентированы не на рынок, а на обеспечение интересов оборонного ведомства, МВД по пошиву форм. Это большой пирог. Порядка 18 млрд тенге. И данный заказ интересен,  отказываться от такого объема, особенно в нынешней экономической ситуации, было бы неправильно. Поэтому среди казахстанских предпринимателей идет жесткая борьба за то, чтобы войти в шорт-лист предприятий, имеющих возможность обшивать армию и министерство внутренних дел", - заявил исполнительный секретарь Национальной палаты предпринимателей (НПП) Евгений Больгерт.

При этом если раньше конкурс предприятий проводился в закрытом режиме, то с этого года он станет прозрачнее. НПП будет представлена в комиссии по отбору поставщиков на оборонзаказ. 

Однако работа на рынок госзаказа значительно отличается от производства масс-маркета. По словам Больгерта, казахстанские производители оторваны от потребителя и не знают трендов отрасли. 

"Мы общались с дизайнерами, которые и влияют на предпочтения населения. Они констатировали, что предприятия не ориентируются в должной степени на рынок и не знают какие ткани и модели сейчас востребованы", - заявил он.   

Сами дизайнеры сетуют на отсутствие качественного сырья и высокие налоги.  Арт-директор Kazakhstan Fashion Week Алексей Чжен напоминает, что в стране должны быть фабрики и заводы, производящие качественное сырье. При этом он, как и отраслевая ассоциация, просит снизить налоги. 

"В таком случае снизится себестоимость производства, и отечественный пошив станет доступнее для казахстанцев. Но когда это произойдет, никто не знает", - заявил Чжен.

На обувном рынке ситуация аналогичная: в стране производится лишь 4% товаров, представленных на рынке, а остальные 96% обуви завозятся. Но, Казлегпром смотрит на сложившуюся ситуацию с оптимизмом. По мнению директора компании Айбека Бектурганова преобладающая доля импорта показывает реальные возможности развития обувной промышленности. В прошлом году компания увеличила продажи на 25%, реализовав 138 тыс. пар гражданской и специализированной обуви, однако потребность рынка по подсчетам Бектурганова намного выше.  

"Современные тенденции развития отечественного обувного рынка имеют следующие тенденции, население Казахстана в 2015 году составило 17 млн человек, по оценкам экспертов, среднее потребление в Казахстане составляет 2,1 пары в год на одного человек. С учетом региональной специфики, ценовых диапазонов и сезонных видов обуви средняя цена пары составляет 10 тыс. тенге. На основании вышесказанного можно утверждать, что объем рынка обуви в 2016 году составит 34,1 млн пар и 341,2 млрд тенге", - заявил он. 

Основными игроками на обувном рынке Казахстана, по словам Бектурганова, являются производители из Китая, Турции, Италии и России. Однако со вступлением в ЕАЭС конкуренция на внутреннем рынке Казахстана еще более ужесточилась. 

Несмотря на проблемы легкой промышленности и экономический кризис, на рынке появляются новые игроки. Компания из Западного Казахстана "Жамал-Ай", выпускающая спортивную обувь, расширила производство, добавив линейку мокасин. Как заявляют в компании, в последнее время казахстанцы стали проявлять интерес к казахстанским производителям обуви.  

"Если раньше байеры  закупали товар только в Китае или Турции, то сейчас они переходят и на казахстанскую продукцию. Мы можем предоставить такой же товар", - резюмировал представитель компании "Жамал-Ай"  Мурат Кадыров

Справка: 

По данным комитета по статистике, на рынке одежды производства made in Kazakhstan занимает 0,9%, а  99,1% товара приходится на импорт. На рынке нижнего белья казахстанские товары составляют 1,2%, зарубежные - 98,8%. Среди чулочно-носочных изделий отечественное производство занимает 3,9% товаров, импортируется 96,1%. Доля казахстанской спортивной одежды составляет 24,7%, а зарубежной - 75,3%.  

В 2015 году в Казахстан было импортировано 62,3 тыс. тонн одежды. На Китай приходится  40% поставок (25,4 тыс. тонн) на общую сумму чуть более $150 млн. 23,6% импортируемой одежды поступило из Кыргызстана (14,7 тыс. тонн/$35 млн), а из Узбекистана - 12%  (7,4 тыс. тонн/$21,1 млн). На долю Росси приходится 8,6% (5,4 тыс. тонн/$112,2 млн), а на Турцию - 8% (5 тыс. тонн/$101 млн).

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.