Национальный банк и правительство разработали план совместных действий по развитию фондового рынка до 2021 года. Ожидается, что меры привлекут новых инвесторов, увеличится база эмитентов, а капитализация рынка акций KASE к ВВП составит не менее 50%. Аналитики, опрошенные LS, оценили предложения регулятора и пояснили, почему многие задачи рискуют так и не решиться.
Член правления Halyk Finance Мурат Темирханов признался, что у него скептическое отношение к новому плану по развитию фондового рынка.
"В этом комплексе не хватает несколько принципиальных моментов. В нем есть важные задачи, которые уже давно не решаются, и нет никакой гарантии, что их реально осуществят. Много неплохих, но мелких целей. И достаточно много довольно серьезных задач с формулировкой "рассмотреть вопрос или возможность". То есть это неконкретные задачи", - высказал мнение собеседник LS.
Он считает, что из принципиальных моментов, которые должны были попасть в план, – это негативное влияние государственного и квазигоссектора на рынок.
"Прежде всего, развитию фондового рынка сильно мешает государственная практика выдачи кредитов по ставкам значительно ниже рыночных. В таких условиях искажаются нормальные рыночные отношения в финсекторе, и потенциальные эмитенты не заинтересованы в выходе на фондовый рынок. Я считаю, что это очень крупная проблема, которую в плане обошли стороной", - подчеркивает Темирханов.
Другая серьезная проблема, по мнению собеседника, – это вывод госкомпаний на IPO.
"В плане говорится, что невыполнение прошлых планов по "Народному IPO" негативно повлияло на развитие фондового рынка. Однако в текущем документе почему-то вообще ничего не говорится о планах по приватизации через IPO", - отметил член правления Halyk Finance.
При этом Темирханов уточнил, что разработчики обошли тему развития рынка производных инструментов по хеджированию финансовых рисков, прежде всего, валютного риска. Он считает, что это крайне важный вопрос для развития как фондового рынка, так и всей экономики в целом.
"Что касается важных задач, которые уже не решаются долгое время, то прежде всего это относится к передаче пенсионных активов под управление частным управляющим компаний. Глава государства дал поручение по этому поводу более двух лет назад, а вопрос еще не решен, и нет никакой уверенности, что он решится до конца 2018 года. То же самое можно сказать и по депозитным сертификатам, об удаленном доступе иностранных брокеров к нашей бирже, о предоставлении брокерам возможности осуществления отдельных видов банковских операций и так далее. Все эти вопросы уже очень давно обсуждаются Нацбанком с профучастниками рынка, однако пока не видно окончательного решения", - не исключил собеседник.
Темирханов также считает, что для отечественного "неразвитого фондового рынка наличие двух бирж вообще не имеет смысла".
"Это очень дорого и будет только сдерживать развитие местного рынка ценных бумаг (РЦБ). Откровенно говоря, все сделки, которые будут заключаться на Международном финансовом центре Астана (МФЦА), можно было без проблем осуществлять на текущей бирже", - предположил член правления Halyk Finance.
Собеседник напомнил, что в рамках этого плана Нацбанк намерен перейти к риск-ориентированному надзору.
"Это один из тех моментов, когда подразумевается одно, а делается другое. На сегодняшний день Нацбанк осуществляет так называемый форматизированный надзор. Главной характеристикой этого подхода является то, что регулятор готовит большое множество детальных инструкций и правил на все случаи деятельности профучастников РЦБ. Данные правила и инструкции одинаковы для каждого профучастника в независимости от того, насколько и каким рискам подвержен каждый из профучастников. То есть сейчас у нас все участники имеют один уровень регулирования, имеющий максимальную сложность. Он приводит к резкому увеличению финансовых, операционных и человеческих затрат по сравнению с аналогичными компаниями, например, стран ОЭСР", - пояснил Темирханов.
Представитель Halyk Finance пояснил, что в настоящее время регулярные проверки Нацбанка направлены на детальную выверку практически каждой операции и действий компаний на соответствие правилам и инструкциям вне зависимости от уровня риска и материальности таких операций и действий.
Он добавил, что в случае обнаружения малейших нарушений многочисленных правил регулятор накладывает серьезные санкции, которые опять же никак не связаны с уровнем риска и материальности таких нарушений.
"В международной практике переход на риск-ориентированное регулирование означает, что регулятор прекращает готовить детальные инструкции для всех случаев их деятельности. Вместо этого он готовит общие рекомендации, в соответствии с которыми профучастники сами должны оценивать все свои риски. Далее в зависимости от существенности рисков профучастники самостоятельно выстраивают свои бизнес-процессы и внутренние контроли, находя баланс между стоимостью контроля и уровнем риска. Такой подход к регулированию позволяет упростить работу и резко сократить операционные, человеческие и прочие затраты профучастников", - уточнил Темирханов.
Собеседник LS полагает, что в этом случае регулятор не осуществляет проверку на соответствие профучастника большому множеству детальных инструкций, а на своем уровне оценивает существенные риски, и его проверка концентрируется на областях с наиболее высоким уровнем риска, прежде всего, с точки зрения защиты интересов клиентов профучастников.
Он добавил, что такой подход сокращает время и операционные расходы организаций, связанные с взаимодействием с регулятором.
"Переход от формализованного к риск-ориентированному регулированию и надзору должен сильно облегчить деятельность и расходы профучастников, что будет активизировать развитие фондового рынка. Однако Нацбанк почему-то не ломает формализованный подход, но при этом вводит риск-ориентированный. В результате вместо облегчения происходит усложнение жизни профучастников фондового рынка. Кстати, эта проблема касается не только фондового рынка, но и всего банковского сектора", - добавил он.
Аналитик группы компаний "Финам" Сергей Дроздов считает, то задача регулятора – осуществлять надзор за участниками.
"Фондовый рынок Казахстана относится к группе так называемых Emerging Markets, которые считаются крайне спекулятивными и имеют большую зависимость от притоков денег иностранных фондов и инвестбанков. Поэтому они имеют повышенную волатильность по сравнению с западными площадками. Дополнительным минусом Emerging Markets является крайне низкая емкость и ликвидность, а также страновые риски, из-за которых бумаги торгуются с большим дисконтом по сравнению с американскими и европейскими аналогами. Поэтому все, что может сделать регулятор, так это устанавливать четкие и понятные правила и осуществлять надзор за участниками биржи. При этом привлекательность и приток ликвидности всецело зависят от мировой конъюнктуры на внешних площадках и лимитов, выделяемых фондами на покупку бумаг той или иной страны", - резюмировал он.