Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь озвучил позицию по отношению к Нацбанку. Во время совместного заседания палат парламента он заявил о том, что регулятору необходимо предоставить больше полномочий. LS узнал, как изменятся функции регулятора после перехода к риск-ориентированному надзору.
В ответе на официальный запрос LS в Нацбанке уточнили, что уже разработаны поправки в законодательные акты по усилению мандата с помощью перехода на риск-ориентированный надзор. В настоящее время эти поправки согласовываются с Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК), НПП "Атамекен" и субъектами финансового рынка.
"В рамках разработанных предложений надзорный процесс регулятора отойдет от формализованного подхода к риск-ориентированному процессу. Он предусматривает принятие превентивных мер в ответ на риски в финорганизациях, не дожидаясь их возникновения. При этом ключевым элементом перехода на новый уровень станет использование регулятором своего мотивированного суждения, которое будет основанием для применения соответствующих надзорных мер. Введение этой практики обусловлено вовлечением Казахстана в международные процессы интеграции (ВТО, ЕАЭС), где без соответствия надзора международным стандартам невозможно обеспечить качественное развитие всего финансового рынка", - подчеркнули в Нацбанке.
В главном банке объяснили, что подобная правовая система надзора применяется во многих зарубежных странах, таких как США, страны ЕС и ближайшие экономические партнеры Казахстана - Россия и Беларусь. По информации регулятора, это основной фактор для его внедрения в республике - обеспечение стабильности финансовой системы.
"Подобный подход позволит регулятору сконцентрироваться на наиболее рисковых сферах без снижения качества надзора в целом", - считают в Нацбанке.
В надзорном органе пояснили, что в Казахстане мотивированное суждение будет использовано регулятором при согласовании менеджмента и акционеров финансовых организаций. А также при наличии оценки качества их активов и систем управления рисками и внутреннего контроля, выявлении сделок со связанными лицами (аффилиированным лицами). Помимо этого, ожидается, что использование института мотивированного суждения в указанных сферах позволит оценить финансовую устойчивость организаций (как на входе на рынок финансовых услуг, так и в ходе осуществления деятельности), а также защитить интересы их клиентов и обеспечить соответствие требованиям законодательства.
Кроме того, в рамках поправок пересматривается система реагирования, направленная на принятие надзорных мер по улучшению собственного капитала, корпоративного управления, внутренней системы управления рисками, качества активов, показателей ликвидности и структуры обязательств.
"Также будут расширены основания для применения надзорного реагирования, при определении которой регулятором будет учитываться тяжесть и характер нарушения, уровень и масштабы риска, их влияние на финансовое состояние банка", - подчеркнули в главном банке.
В Нацбанке уточнили, что новые функции будут распространяться не только на банки, но и на других участников рынка.
"Учитывая тесное взаимодействие всех сегментов финсектора, а также схожесть проблем и их природы возникновения, риск-ориентированный надзор с возможностью применения мотивированного суждения будет распространяться и на фондовом, и страховом рынках", - подчеркнули в ответе на запрос.
Таким образом, внедрение риск-ориентированного надзора предоставит Нацбанку возможность выявлять и предотвращать риски и недостатки в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (РЦБ) и страховых организаций (СО). В ведомстве уточнили, что это необходимо для раннего вмешательства и принятия своевременных надзорных действий для обеспечения их финансовой устойчивости, и недопущения увеличения рисков в их деятельности.
Указанные поправки предусматривают:
- право применения Нацбанком мер реагирования в случаях выявления недостатков и (или) рисков в деятельности РЦБ и СО, которые могут угрожать их стабильному функционированию, в том числе с использованием мотивированного суждения;
- возможность выбора меры воздействия в зависимости от характера и значительности нарушения, а также масштабов деятельности РЦБ и СО;
- право использования Нацбанком мотивированного суждения при выдаче разрешительных документов, определении лиц, связанных с СО особыми отношениями, оценки системы управления рисками и внутреннего контроля РЦБ и СО.
Ожидается, что после того, как поправки будут согласованы с АФК, НПП и другими субъектами финрынка документ направят на рассмотрение в парламент.
В свою очередь в заместитель директора центра развития банковского сектора АФК Руслан Ушурбакиев в беседе с LS не исключил, что данный закон, в случае одобрения депутатами, может принят в I полугодии 2018 года.
"Однозначно, ожидается усиление полномочий регулятора. Но возникает фактор неизвестности: ранее финансовые организации ориентировались только на законы и подзаконные акты, в том числе на их трактовку, представленную регулятором, теперь же неопределенным будет суждение Нацбанка по тем или иным вопросам. По представлению надзорного ведомства, будет учитываться принцип пропорциональности: размер, значимость финансовой организации, масштаб оказываемых услуг, а также сложность деятельности. В отличие от банковского сектора, для страхового рынка и рынка ценных бумаг не предусмотрена категоризация по устойчивости финансового положения", - высказал мнение собеседник LS.
Он пока затрудняется давать оценку того, насколько новый подход будет эффективным.
"Так как расширяются полномочия Нацбанка, все будет зависеть от качества принимаемых регулятором решений. Важно чтобы сохранялся баланс между разумным подходом к регулированию и возможностью продолжить предпринимательскую деятельность", - подчеркнул Ушурбакиев.