Статья в серьезном финансовом журнале (The Economist) про проблемы образования в США. "Педагогическая поэма" с точки зрения статистики и финансов. Некоторые вещи и так понятны, но интересно понять их в оцифрованном виде. Большинство из этих выводов применимо и к нашему обществу. У серьезного финансового журнала обычно состоятельные читатели. Для них и первая шутка: "Богатые родители боятся двух вещей: что их ребенок погибнет в результате несчастного случая, и что он не поступит в Гарвард."
Несколько вводных цифр. Средний доход на семью в Америке - около $45 тысяч в год. Около трети населения имеет высшее образование (college). В Америке на каждого школьника государство тратит около $12 тысяч в год, что в полтора раза больше, чем в других развитых странах.
Итак, в семье, где у родителей есть высшее образование, ребенок в среднем слышит 2100 слов в час. В семье рабочих - 1200 слов, а в семье, сидящей на социальном пособии - 600 слов в час. К трем годам ребенок юриста или доктора услышит на 30 миллионов слов больше, чем дите бедняка.
Из рожающих в Америке женщин, только 9% женщин с высшим образованием не имеют мужа. Из незакончивших среднюю школу - 61% матерей-одиночек. То есть старое правило "слишком умная - замуж не выйдешь," действует с точностью до наоборот: "Дура необразованная - замуж не возьмут."
Дети, у которых хотя бы один родитель имеет высшее образование, получают на местном аналоге экзамена ЕНТ в среднем на 400 очков больше (из 2400 возможных), чем у родителей с незаконченным средним образованием.
Родителей ранжировали по объективным критериям, а потом наложили на шкалу доходов и образования. Разрыв между детьми богатых и среднего класса оказался небольшим, малозаметным. А с малоимущими огромным. И какие выводы?
Во-первых, богатым не надо "выжимать соки" из своих детей постоянными уроками и тренировками. Гены в большей мере определяют академические и финансовые успехи в жизни. Воспитание лишь дополнительный фактор. Впрочем вреда от уроков и тренировок тоже нет.
Во-вторых, около трети в "социальном разрыве" определяется родительским воспитанием, так сказать качеством образования самих родителей. С одной стороны образованные родители способствуют умственному развитию детей - чтение, разговор, ответы на "почемучки" и т.д. А с другой стороны рядом с ними дети растут более уверенными в своих силах и безопасности.
В-третих, с государственной точки зрения, этот классовый разрыв опасен и порождает все большее классовое неравенство. Инвестиции в ясли и детские сады важнее, чем в школы. В США только 42% детей до трех лет ходит в ясли и 67% детей от трех до пяти в детские сады. Во Франции, например, 48% и 100% соответственно. Лучше делать инвестиции в дошкольников, а не школьников.
Вот такая вот статья, немного жесткая, но в целом, увы, справедливая.
Айдан Карибжанов,
председатель Совета директоров компании Vizor