Парламент принял 26 поправок в Конституцию

Всего изменения коснутся 19 статей

6 марта 2017 года
    

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК" приняли во втором чтении в парламенте, передает LS

Как пояснил депутат мажилиса Нурлан Абдиров, документ предусматривает 26 поправок в 19 статей Конституции.

Значительных изменений коснутся вопросы перераспределения властных полномочий президента, парламента и правительства.

"Данные поправки направлены на реализацию плана нации "100 конкретных шагов". Несомненно, верным шагом стало сохранение компетенции президента по вопросам обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы ветвей государственной власти и их взаимодействие. Закрепляется норма о том, что парламент осуществляет законодательную власть", - заметил чиновник. 

Он отметил, что значительную часть установленных законом, полномочий президента в социально-экономической сфере предлагается передать правительству. Помимо этого, поправки решат задачу сбалансирования отношений между ветвями власти. По словам Абдирова, появился действенный механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

"В соответствии с основным законом в Казахстане не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. При этом их гарантом является президент. Принимая на себя обязательства по обеспечению конституционных прав и свобод, государство устанавливает правовые, прежде всего, конституционные, механизмы ее осуществления. Так, глава государства в интересах защиты таковых сможет обращаться в Конституционный совет для проверки на соответствие Конституции действующих и принятых законов, а также иных правовых актов", - объяснил Абдиров. 

Депутат добавил, что, в частности, поправки правки коснутся статьи 91. В ней прямо устанавливается, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления ни в каких случаях, даже путем пересмотра основного закона, не может быть изменена независимость страны.

"Для обеспечения незыблемости данных конституционных положений устанавливается, что изменения и дополнения в Конституцию могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии отмеченным требованиям. Субъектом обращения по данному вопросу предлагается определить главу государства", - заметил Абдиров. 

Кроме того, важное уточнение предлагается внести в пункт 1 статьи 49 Конституции в части того, что парламент является высшим представительным органом, осуществляющим не просто законодательные функции, а осуществляющим в соответствии со статьей 3 Конституции, законодательную власть.

Согласно пункту 3 статьи 3 основного закона, право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту и парламенту в пределах его конституционных полномочий.

Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой, рассмотрением и принятием законов, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц и другие отношения, названные в пункте 3 статьи 61 Конституции.

Предлагаемая поправка, по мнению депутата, является вполне логичной, так как в статьях 64, 75 и 76 конкретно закреплены положения о том, что исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство, а судебную власть – суды (судьи).

"Данная поправка приведена в соответствие с нормами пункта 4 статьи 3 Конституции, которыми установлена система государственной власти с принципом ее разделения на три ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов", - добавил он.

Еще одна поправка вносится в подпункт 6) статьи 57 Конституции о праве заслушивать отчеты членов правительства по вопросам их деятельности и обращения к главе государства об освобождении их от должности в случае неисполнения ими законов. В этом случае он освобождает члена правительства от должности.

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 61 президент вправе определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

В соответствии с изменениями в пункт 1 статьи 70 правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом. Данная норма, по мнению Абдирова, повышает ответственность депутатов, а также усиливает партийный принцип выборной системы страны.

Поправки в статью 44 предусматривают передачу от президента правительству полномочия по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета.

Данная задача будет решаться правительством по согласованию с главой государства.

Документом исключается право президента отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Таким образом, ответственность за свои акты будет нести само правительство.

Также в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства президент может направлять обращения в Конституционный совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции.

Ряд поправок касаются суда и прокуратуры. В действующей редакции пункта 3 статьи 79 Конституции установлены квалификационные требования к судьям. Эти же требования указаны и в конституционном Законе "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". Законопроектом предлагается конкретизировать квалификационные требования к судьям только законом.

Норма статьи 81 об осуществлении Верховным судом надзора за деятельностью судов заменяется уточнением, что Верховный суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела.

Также в рамках изменений в пункт 1 статьи 83 обобщены отдельные функций прокуратуры, поскольку они осуществляются прокуратурой в рамках высшего надзора за соблюдением законности на территории Казахстана.

Документом предусматривается, что прокуратура осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории страны, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Кроем того, в документе содержаться нормы, касающиеся местных представительных и исполнительных органов. Речь идет о 5 пункте 86-й статьи, согласно которым полномочия маслихата прекращаются досрочно президентом после консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента.

Ранее LS сообщал о принятии документа в первом чтении.

Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.