Открывая границы: как казахстанскому экспортеру обезопасить себя

11 декабря 2023 года

Казахстанские предприятия постепенно наращивают объемы экспорта обработанных товаров. За 7 месяцев 2023 года экспорт несырьевых товаров составил $14,2 млрд, экспорт услуг –  $2,1 млрд, что на 16,7% больше, чем за этот же период в прошлом году. 

В основном экспортируется продукция металлургии и химической промышленности. Также зарубежные потребители активно покупают пшеничную муку, подсолнечное масло, минеральные удобрения казахстанского производства.

Поддержка экспорта через государственные экспортные кредитные агентства (ЭКА) – стандартная мировая практика, так как выход продукции на новые рынки и увеличение объемов экспорта сопряжены с рисками. ЭКА предоставляют широкий набор услуг: кредитование внешнеторговых операций, предоставление государственных гарантий, страхование экспортных кредитов и сделок от политических и коммерческих рисков.

Чтобы обезопасить свой бизнес, казахстанские производители могут обратиться в дочернюю компанию "НУХ "Байтерек" – "Экспортная страховая компания "KazakhExport". Компания является единым оператором по продвижению несырьевого экспорта, осуществляющим функции экспортно-кредитного агентства.

Услуги компании добровольны, и воспользоваться ими может любое действующее предприятие Казахстана по производству несырьевых товаров и услуг, как малый, средний, так и крупный бизнес, в планах которого – работать на международном рынке, обезопасить свой бизнес от рисков и улучшить финансовые условия экспортных сделок между экспортером и импортером.

Какую защиту могут получить казахстанские экспортеры

Фото предоставлено KazakhExport, Армана Бекбасова

Как рассказала директор Департамента международного сотрудничества KazakhExport Армана Бекбасова, в линейке компании 18 продуктов, адаптированных под разные потребности предпринимателей, этапы экспортного цикла. 

"Помимо классических инструментов поддержки, аналогичных тем, что применяют мировые экспортные кредитные агентства (ЭКА), мы предлагаем и те, которые учитывают специфику нашего региона, в том числе для начинающих игроков, которые ориентированы на зарубежные рынки", – отметила Бекбасова.

Так, наиболее популярными продуктами KazakhExport являются:

• Страхование экспортных кредитов – защищает экспортера от риска неоплаты со стороны зарубежного покупателя при отгрузках с отсрочкой платежа.

• Страхование займов – дает защиту финансовому институту от риска неисполнения обязательств экспортером по договору займа, а экспортеру – возможность получить финансирование при нехватке залогового обеспечения.

• Страхование экспортных аккредитивов – предоставляет зарубежным покупателям казахстанской продукции и услуг торговое финансирование на выгодных условиях.

"Сильная сторона компании в том, что у нас есть мандат, компетенции и риск-аппетит в Центрально-Азиатском регионе, который сейчас в фокусе внимания у ведущих мировых финансовых институтов, передовых ЭКА. Соответственно, мы можем и хотим в рамках поддержки отечественного производителя участвовать в создании экспортно ориентированных проектов в Казахстане, с использованием лучших технологий, финансирования под страховое покрытие нескольких ЭКА, так называемые multisource financing проекты", – поделилась Бекбасова.

Если взглянуть на цифры, то с 2016 года компания оказала поддержку отечественным производителям на 971 млрд тенге. За этот период страховкой воспользовались 229 экспортеров.

Между тем в январе-ноябре 2023 года казахстанские компании поддержали на 125,8 млрд тенге. Также было предоставлено торговое и предэкспортное финансирование на сумму 15,9 млрд тенге. В целом в этом году пользовались поддержкой 82 отечественных экспортера, из них 22 предприятия помощь получили впервые. Кроме того, казахстанскими производителями были установлены торговые отношения с 289 зарубежными покупателями. На текущий момент лидерами по действующим экспортным контрактам являются Узбекистан, Кыргызстан, Китай. Также продукцию направляют в Россию, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан, Афганистан. География поставок распространяется и на Польшу, Литву, США, Германию, ОАЭ, Латвию, Сингапур, Туркменистан, Монголию, Эстонию, Чехию, Турцию, Грузию и т.д. 

Фото предоставлено KazakhExport, Даурен Нуранов

Между тем директор Департамента страхования KazakhExport Даурен Нуранов добавил, что на текущий момент одним из самых основных рисков экспортеров является неоплата за поставленную продукцию со стороны зарубежного покупателя.

"В KazakhExport есть для этого решение, которое позволяет без рисков работать с покупателями на условиях отсроченного платежа; соответственно, это позволяет выйти на гораздо больший объем экспорта", – пояснил Нуранов.

По его словам, другим преимуществом такого инструмента поддержки является то, что, если неоплата по застрахованной отгрузке все же произошла, KazakhExport возмещает убыток экспортеру и затем самостоятельно ведет работу с недобровестным покупателем.

При этом казахстанская страховая компания бесплатно для экспортера проверит его зарубежного покупателя на этапе переговорного процесса, то есть до подписания экспортного контракта, что позволит существенно снизить риски отечественного бизнеса.

Нуранов пояснил, что это наиболее простой инструмент поддержки, где не участвует ни банк, ни зарубежный покупатель.

"Зачастую именно с этого у отечественного производителя появляется первый опыт страхования отгрузок, после которого он возвращается за поддержкой в части льготного финансирования на исполнение экспортного контракта, финансирования своего зарубежного покупателя и за другими финансовыми решениями. Таким образом, мы имеем возможность прививать культуру экспортного страхования, в конечном итоге повышая конкурентоспособность казахстанских экспортеров", – рассказал он.

В качестве популярной продукции, которую страховали в 2023 году, 46,8% приходится на пищевую промышленность. Среди них – масложировая продукция, напитки, мука, крупы, кондитерские, мясные изделия и т.д.

На машиностроение и металлургию приходится 4,3% и 40,1% соответственно, легкая и химическая промышленность – 2,5% и 2,4% соответственно, продукция агропромышленного комплекса – 1,9%.

Реальные кейсы

Одной из популярных услуг KazakhExport, которой пользуются казахстанские производители, является страхование экспортного кредита. Например, этим инструментом воспользовалась компания из Шымкента NURTAU distribution company, которая за шесть лет из небольшой дистрибьюторской фирмы выросла в крупного производителя снэков, сладостей, средств гигиены и бытовой химии. Завод поставляет шоколадные печенья и жевательные резинки в Кыргызстан и Россию.

Другая отечественная компания, KondiZ distribution, экспортирует в Узбекистан кондитерскую продукцию. Для того, чтобы выйти на этот рынок, KazakhExport помог им найти покупателя в этой стране.

Еще один производитель, DALA-FRUIT.KZ, смог выйти на китайский рынок. Отмечается, что компания занимается выращиванием фруктов в интенсивных садах и выпуском натуральных соков.

А страхование займов KazakhExport позволило мельничному комбинату "Бест Костанай" получить кредит для пополнения оборотных средств. Поддержка компании позволила экспортеру увеличить свои производственные показатели и контрактную базу. В конце прошлого года отечественный производитель заключил контракт на поставку пшеничных отрубей в Сингапур.

Также в рамках страхования экспортных кредитов была оказана помощь интеллектуальной системе общественной и дорожной безопасности "Сергек". Так, данная система была внедрена в Узбекистане, в городе Намангане.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.