К чему приведет потеря независимости центробанками – мнение

5 ноября 2021 года

Генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин рассказал о последствиях вмешательства властей в работу регулятора и потери независимости центробанков.

Важность баланса.

В любой структуре действует система сдержек и противовесов. Исполнительная власть балансирует с законодательной, правоохранительная – с судебной. В макроэкономике фискальная политика и монетарная уравновешивают и контролируют друг друга. 

Фискальная, за которую отвечает правительство, нацелена на устойчивый сбалансированный экономической рост. Он достигается с помощью налогов и бюджетных расходов, создавая точки роста и перераспределяя национальный доход. Эта политика имеет широкий арсенал инструментов и носит более долгосрочный период воздействия, так как расходы бюджета утверждаются на один-три года, а ставки налогов не могут меняться часто.

В свою очередь монетарная нацелена на достижение стабильности цен с помощью процентной ставки, резервирования и предоставления ликвидности. Она имеет краткосрочное воздействие на экономику с помощью процентной ставки, определяющей предложение денег в экономике. Это политика управления денежной массой – обеспечить то количество средств, которое в данный момент необходимо. Если денег в экономике станет слишком много, инфляция неизбежно будет расти, если мало – замедлится экономический рост. Таким образом, монетарная политика увеличивает и уменьшает спрос на ликвидность, влияя на уровень цен в экономике.

Пандемия и ее последствия: время для риторики о независимости центробанков.

В разгар пандемии экономическая активность была заблокирована из-за повсеместного введения карантина. В этих условиях правительства стран мира стали расходовать бюджетные средства для поддержания уровня доходов населения и бизнеса (фискальные стимулы). Развитые страны потратили в среднем 10% ВВП на эти цели. Центробанки же смягчали монетарные условия, давая дополнительную ликвидность рынкам.

Основным результатом широких фискальных стимулов и мягких монетарных условий в мире стал ускоренный рост общего уровня цен вследствие неудовлетворенного спроса. С продолжающейся инфляцией столкнулись как развитые, так и развивающиеся страны.

В последних все чаще стали высказываться мнения о вовлечении активов центробанков для роста благосостояния населения. Это начало попыток на автономность указанных структур в установлении процентных ставок на так называемый "грааль" центробанков.

Последствия вмешательства власти в деятельность центрального банка. Международный опыт.

Отсутствие баланса между двумя политиками (институтами) неминуемо ведет к серьезным негативным последствиям для экономики. Если исполнительная власть с целью получения дешевого финансирования бюджетных расходов просит регулятора уменьшить процентные ставки, то это способствует росту цен в экономике. Центробанк же в ответ на увеличение инфляции должен повысить процентную ставку. Это приводит к увеличению расходов бюджета на обслуживание долга. То есть получается замкнутый круг, где все проигрывают. В условиях инфляционного таргетирования не приемлемо вмешательство в деятельность центрального банка.

У центробанка одна единственная цель – ценовая стабильность. Для обеспечения сдерживания значительного роста цен в рамках конкретного коридора регулятор должен обладать автономностью в принятии решений.

Рассмотрим примеры центробанков развивающихся стран, таргетирующих инфляцию, где выражены тенденции по отказу от автономности – Турция, Бразилия и Индонезия.

Пример Турции, вероятно, войдет в учебники по макроэкономике в качестве того, что нельзя делать в монетарной политике. Президент Реджеп Тайип Эрдоган, начиная с 2019 года, поменял уже четвертого главу ЦБ. В марте текущего года он уволил Наси Агбала за повышение ставок с 17% до 19% в ответ на рост инфляции до 16%. Действия Агбала высоко оценивалось рынками, и лира укреплялась. Сразу после его увольнения турецкая валюта обвалилась на 15%. Новый глава центробанка Турции не перечит президенту и уменьшает ставку процента в ответ на рост инфляции.

Между тем президент Бразилии Жаир Болсонару в этом году подписал закон, официально закрепляющий автономию регулятора. ЦБ Бразилии, имея этот мандат, начал резко поднимать ставки с 2% в попытке сдержать инфляцию. Сейчас она достигла 7,75%. Это, в свою очередь, привело к снижению темпов ВВП в I квартале 2021 года до 1,2% с 3,1% в IV квартале 2020 года, а во II квартале текущего года – к снижению на 0,1%. Болсонару сообщил Associated Press о том, что он сожалеет о подписании указанного закона. По его словам, если ВВП и дальше продолжит свое падение, то закон он, скорее всего, отзовет.

Вместе с тем Индонезия, которая провела значительную структурную перестройку после азиатского кризиса 1997-1998 годов, пытается сейчас объединить фискальную и монетарную политику. Правительство обязало центральный банк финансировать бюджет. Банк Индонезии должен будет купить долг правительства в течение 2021-2022 годов на $30,5 млрд в целях обеспечения дешевым финансированием мероприятий по борьбе с COVID-19. Какие последствия это принесет для денежного рынка и инфляции остается только догадываться, так как $15 млрд в год – это почти 8% госбюджета Индонезии.

Ситуация на постсоветском пространстве

В Кыргызстане депутаты Жогорку Кенеша (верховный совет) недавно рассматривали поправки в закон "О Национальном банке, банках и банковской деятельности", хотя финрегулятор выступал против них. Согласно им, легализуется финтех, не будет необходимости участия традиционных банков в осуществлении платежей, денежных переводов и покупки криптовалют.

Однако есть примеры, когда власти согласились с необходимостью автономности центробанка. Так, Верховная Рада приняла закон о независимости Нацбанка Украины с целью укрепления независимости регулятора. Законопроектом отменяется обязанность Нацбанка проводить консультации с правительством, а также поддерживать экономическую политику правительства. Также вносится изменение в бюджетный кодекс, согласно которому регулятор должен будет информировать правительство об ориентировочном прогнозе части прибыли к распределению, которая будет подлежать перечислению в госбюджет. Ранее ЦБ должен был подавать президенту, правительству и Верховной Раде прогнозы своих доходов, на основании чего Минфин рассчитывал доходы бюджета.

Инфляционное таргетирование как единственно верный (на текущий момент) выбор.

Казахстан в 2015 году перешел на режим инфляционного таргетирования. Первые результаты по достижению устойчивой инфляции в определенной степени были прерваны шоком пандемии. Доверие к данному режиму денежно-кредитной политики могут подрывать сторонники слишком мягкой монетарной политики. Они ссылаются на совершенно недопустимые для сравнения с Казахстаном страны, США и Европы, которые на протяжении последних 50 лет боролись с дефляцией, и где инфляционные ожидания самого населения ниже 2-3%.

Даже не имея большого опыта проведения инфляционного таргетирования, очевидно, как делать не нужно: яркий пример – Турция, где независимость центробанка была поставлена под удар ради краткосрочных политических выгод. Будучи подверженным давлению, центробанк Турции утратил авторитет и в глазах иностранных инвесторов.

Есть и удачные примеры, когда независимый центробанк поборол инфляцию. Россия в режиме инфляционного таргетирования смогла с 2015 года снизить уровень инфляции с 13% до 3% в 2019 году. Сегодняшняя политика ЦБ движется в фарватере макроэкономической теории – на рост цен он отвечает увеличением базовой ставки.

В настоящее время Нацбанк Казахстана придерживается режима инфляционного таргетирования. Он подотчетен президенту, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности. Именно поэтому центробанк вправе принимать непопулярные решения по повышению базовой ставки для достижения цели по инфляции, несмотря на возможную критику.

С другой стороны, Нацбанк финансировал льготные программы кредитования экономики, которые создали опасный прецедент для всех рынков. Поскольку в рамках данной политики государство заменило собой частное ипотечное кредитование. В дальнейшем активное его участие на рынке ипотеки может способствовать сжатию активов банковской системы, приведет к значительному дисбалансу стоимости жилья.

Рынок должен определять цену сам, она не должна устанавливаться директивно. Вероятно, учитывая это, рамках принятой Нацбанком "Стратегии ДКП до 2030 года" было принято решение о выходе регулятора из данных программ в ближайшие два года.

В сегодняшних реалиях невозможно побороть продолжающийся рост инфляции только процентной ставкой. Казахстанская экономика отличается низкодиверсифицированной структурой и центробанку приходится бороться со значительным влиянием обменного курса на инфляцию. Процентный канал работает пока недостаточно эффективно. Причина – зависимость экономики страны от моноресурса (нефть и металлы).

В настоящее время необходимо сконцентрироваться на макроэкономической политике. Фискальная достигает сбалансированного устойчивого экономического роста путем перераспределения производимого в стране ВВП, а монетарная должна отвечать только за устойчивость цен. Вовлечение центробанка в процесс создания ВВП грозит дестабилизацией финансовой системы. Негативные последствия, в том числе снижение золотовалютных активов и девальвация, могут вернуть фиксированный курс. Именно поэтому центробанку важно быть независимым, чтобы попытки склонить к фиксированному курсу и созданию ВВП не имели успеха.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.