Экономический эффект нефтегазовой отрасли Казахстана составит свыше $1 трлн к 2050 году. Такую оценку специалистов озвучил LS советник председателя ассоциации KazEnergy Арман Сатимов.
В кулуарах Казахстанско-канадской энергетической конференции он отметил, что некоторые эксперты прогнозируют доходы от $1,3 трлн до $2 трлн в следующие 32 года.
"Вместе с долей государства и налогами доходы получат и компании, которые участвуют на этом рынке, как нефтегазовые, так и сервисные. Но для того чтобы достигнуть таких высоких финансовых показателей, в республике должна сформироваться очень хорошая налоговая среда, благоприятная инвестиционная обстановка в мире и высокие цены на нефть. Можно сказать, что Казахстан активно работает в этом направлении, значительно доработан Налоговый кодекс и Кодекс о недропользовании. Основные изменения сделаны, но некоторые недоработки остались, и необходимо сосредоточиться на них. Для новых инвестиций нужно сделать все понятным и ясным. В целом нефтегазовая отрасль в Казахстане – перспективная отрасль для инвесторов", – заметил Сатимов.
Эксперт добавил, что в Казахстане энергетика развивается практически во всех направлениях.
"Со стороны канадских инвесторов большой интерес могут вызвать различные лицензированные блоки, которые сейчас выделяются. Например, аукционы Минэнерго – это первичный рынок. В Канаде чаще чем в других странах занимаются разработкой нетрадиционных углеводородов – высоковязких нефтей, нефтяных сланцев и другими. В Казахстане этот потенциал значителен, и канадские инвесторы могут быть вовлечены тоже. Также за счет совмещения новых и традиционных технологий оказалось, что 16 месторождений в мире добывают такую тяжелую нефть с помощью концентрированных солнечных установок. Это важное технологическое решение может быть применено и в Казахстане", – высказался собеседник LS.
Помимо этого, по словам специалиста, для инвестиций интересна область нефтегазового сервиса и производства оборудования, так как в Казахстане активно формируется тема развития местного содержания. То есть практически любая иностранная компания, которая придет и начнет производить в Казахстане новые товары, сама или на базе сотрудничества с местными партнерами, сможет быть успешной в стране.
"Особенно это касается нефтесервиса и производства нефтяного оборудования, где, ориентировочно, по оценкам экспертов, 80% закупок формируются тремя проектными гигантами по освоению месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган", – объяснил Сатимов.
В долгосрочном плане даже при снижении мировых цен на нефть именно развитая экосистема местных поставщиков поможет нефтяным операторам выполнять свои проектные рабочие программы, назовем это взаимовыгодным интересом.
Он добавил, что не менее интересным вектором для развития представляется проект по производству сжиженного природного газа (СПГ). По словам Сатимова, Казахстан практически не выпускает СПГ, а впервые стал импортировать в 2017 году из России, небольшими объемами.
"Сейчас есть заявления некоторых частных компаний по строительству небольших заводов СПГ. Очень много инвесторов приезжают с подобным предложением. В Китае за последние 14 лет построено 84 таких заводов. У канадцев также есть хорошие технологии. В целом за последние 25 лет стоимость инновационных решений мини-СПГ снизилась в три-четыре раза. Если когда-то его строительство могло обойтись в $300-350 млн, то сейчас оно оценивается в $50-150 млн. Конечно, все зависит от специфики, объемов переработки, технологий, местонахождения и других факторов", – прокомментировал собеседник LS.
По словам Сатимова, с точки зрения моторного топлива в будущем бензин и дизель будут конкурировать с другими альтернативами. Он пояснил, что в Казахстане уже начал распространяться СПГ и компримированный природный газ (КПГ).
"У "КазТрансГаза" есть план по газификации Казахстана. Но кроме линейных систем газопроводов, есть план развития транспорта. На данный момент чуть свыше 2 тыс. транспортных средств работают на КПГ. Если представить, что это число вырастет до 20 тыс. единиц к 2023 году, среди муниципального транспорта, работающего на циркулярной основе на небольших городских дистанциях, то потребление дизтоплива снизится на 400 тыс. тонн в год. Больше такого транспорта - меньше дизтоплива будет потреблено. И это также значительно облегчит экологическую нагрузку. Это может быть ключевым фактором при выработке финальной концепции четвертого НПЗ Казахстана, при определении объемов его переработки, конфигурации и местоположения", – предположил Сатимов.