Касым-Жомарт Токаев назвал контрабандой расхождение в $5,7 млрд в таможенных статистиках Казахстана и Китая. Какие еще есть причины возникновения такой разницы, рассказали LS в Комитете государственных доходов.
По данным ведомства, импорт из КНР в Казахстан в 2021 году составил $8,3 млрд, а статистика Китая по экспорту в Казахстан – $14 млрд. Соответственно, разница достигла $5,7 млрд.
В то же время экспорт Казахстана в Китай за 2021 год составил $9,9 млрд, а китайская статистика импорта из Казахстана – $11,3 млрд. Расхождение достигло $1,4 млрд.
Таким образом, объем товарооборота по данным Казахстана составил $18,2 млрд, а по статистике Китая – $25,3 млрд. Разница достигла $7,1 млрд.
В КГД отметили, что одной из основных причин расхождения данных являются методологические особенности формирования таможенной статистики.
Например, Казахстан учитывает импорт товара по стране происхождения. А китайская сторона в статистике экспорта в Казахстан включает также товары, которые были произведены в третьих государствах и, следовательно, не включаются в казахстанскую статистику импорта из Поднебесной.
Более того, Казахстан при составлении данных по экспорту учитывает страну назначения товара, добавили в КГД. Также данные расходятся из-за различий в условиях поставки.
"Экспортер определяет таможенную стоимость товара по условиям поставки FOB (за транспортировку платит покупатель, – прим. LS). В то же время импортер – по CIF (за транспортировку платит продавец, – прим. LS)", – пояснили в КГД.
Другими причинами разницы в статистиках являются особенности стоимостной оценки импорта и экспорта товаров. А также включение данных, относящихся к одной и той же сделке в различные периоды времени, подчеркнули в КГД.
Помимо этого, дополнительные причины расхождений казахстанская сторона нашла во время совместных работ с таможенной службой КНР.
"Часть транзита китайских товаров, перемещаемых через Казахстан, в статистике КНР отражается как экспорт в Казахстан по признаку пересечения первой границы, что подтверждается китайскими экспертами. Помимо этого, товары, реализуемые через МЦПС "Хоргос", в статистике КНР отражаются как экспорт в Казахстан, тогда как в Казахстане такие товары оформляются в упрощенном порядке без декларирования", – сообщили LS в КГД.
Также винят в этом возможное недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости казахстанскими импортерами, а также заинтересованность китайских товаропроизводителей в завышении экспортной цены.
"Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с законодательством КНР в целях поощрения экспорта товаров при оформлении декларации допускается упрощение кодирования заявляемых к таможенному оформлению товаров. В частности, разрешается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости, что также влияет на расхождение статистики", – объяснили в комитете.
Там также привели данные о том, что расхождение статистики по направлению импорт Казахстана – экспорт Китая показывает положительную динамику. Оно снижено с 60% в 2017 году до 40,5% в 2021-м.
Тем временем председатель Союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимур Жаркенов назвал основные сложности в данной сфере.
"Самая ключевая проблема – это диалог с Китаем. Его выстроить можно, договариваться всегда возможно. Второй ключевой вопрос состоит в том, что возникли единые операторы, которые контролируют всю границу и дают добро на те или иные действия. Есть еще вопросы с системой управления рисками, эти красные и зеленые коридоры. Там темный лес, непонятно, что как функционирует, все искусственным образом делается, там тоже нужно навести порядок", – отметил Жаркенов.
По его мнению, после разрешения проблем на границе в разы увеличатся объемы таможенных платежей, что положительно скажется на внутреннем производстве.
"Сейчас в Казахстан заходят много крайне дешевых вещей, потому что там есть всевозможные схемы. Если импортеры будут как положено оплачивать все взносы, тогда станет экономически эффективнее создавать какой-то продукт внутри Казахстана", – выразил мнение эксперт.
По его мнению, навести полный порядок на границе можно, это вопрос желания и политической воли.
"Это как секрет Полишинеля: все в курсе, но никто ничего не делает, делают вид, что их никто не видит. Будет желание – избавятся от неприкасаемых экономических операторов. Это только вопрос политической воли. Насколько ее хватит у госорганов – это большой вопрос", – считает Жаркенов.
Он добавил, что на текущий момент госорганами уже началось расследование в отношении данных экономических операторов.
Напомним, Токаев поручил навести порядок на таможенной границе с Китаем и увеличить поступление оттуда платежей.