Казахстанцы стали активнее отказываться от привычных товаров в пользу более дешевых аналогов. Об этом рассказала коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, передает LS.
В ходе своего выступления на Relog Conf она озвучила результаты опроса населения. Согласно ему, в 2022 году казахстанцы стали еще больше экономить, чем годом ранее.
Она напомнила, что если средний рост цен на товары и услуги в декабре составил 20,3%, то некоторые продукты питания в структуре подорожали в два-три раза выше данного показателя. Также в августе 2022 года ускорился рост цен на аренду жилья, а это является одним из самых больших расходов казахстанцев вместе с продуктами питания. На последнее, согласно исследованиям, казахстанец тратит половину своего дохода.
"Это все вынуждает покупателя экономить и придумывать новые стратегии, такие как переключение на более дешевые магазины, отказ от всех необязательных трат при помощи фокусирования на базовой корзине, поиск промоакций и товаров по сниженной цене, переключение на более низкие сегменты и дешевые бренды", – перечислила Сейсенгалиева.
Специалисты компании отметили, что большинство казахстанцев живут в условиях стагнации роста заработной платы при ускорении роста цен. То есть расходы растут, а доходы – почти нет. В III квартале 2022 года средние ежемесячные траты казахстанской семьи на продукты составляли около 137 тыс. тенге. При этом рост реальной зарплаты составил лишь 5,8%. Поэтому потребители были вынуждены сократить свои расходы, в том числе на продукты. Потребление молочных изделий сократилось на 9%, мяса – на 8%, фруктов-овощей – на 8,5% и сладостей – на 10,4%.
Сейсенгалиева добавила, что, согласно опросу, более 80% казахстанцев составляют список и следуют ему, отказываясь от импульсивных товаров. За счет этого снижается средний чек.
В исследовании также сообщается, что в Казахстане 72% потребителей почувствовали рецессию в экономике. В IV квартале прошлого года 76% покупателей снизили свои расходы на покупки.
Также потребители переходят на более дешевые магазины: 49% людей стали сравнивать магазины, 20% готовы преодолеть дополнительное расстояние, чтобы выиграть в цене.
При выборе аналогов 36% опрошенных смотрят на соотношение цены и качества, 17% – на низкую стоимость, 16% – на спецпредложение.
При этом 88% покупателей считают цену товара главным критерием для выбора. 59% выбирают, исходя из привлекательного промо.
"Такие критерии, как качество, питательность, натуральность, страна-производитель, были далеко позади. На первом месте стоит доступность в цене", – констатировала спикер.
Она добавила, что лояльность к бренду продолжает снижаться. 80% готовы променять любимый бренд на другой из-за промоакции, только 20% остаются лояльными.
Сейсенгалиева отметила, что начиная с июня объемы потребительских товаров перестали расти, рост товарооборота связан с увеличением цены.
Например, розничный товарооборот еды поднялся на 28%, только на 5% в объемах и на 23% в цене. При этом хоть показатель продукции ухода за собой и домом вырос на 24%, потребление упало на 2%. То же наблюдается и по чаю – рост на 19% при снижении объемов на 2%.
Если говорить о каналах продаж, на 43% увеличились доходы от реализации розничных товаров потребления крупных магазинов (100-300 кв. м), на 42% – автозаправок, на 29% – супермаркетов.
Сейсенгалиева также обратила внимание на то, что предпочтения в онлайн-магазинах у казахстанцев стали похожи на офлайн-покупки: на первое место вышла покупка еды, товаров потребления и др. Это свежие фрукты и овощи, молочные продукты, стиральные порошки, бакалея.