Мне интересна судьба $500 млн для АвтоВАЗа

Рынок автомобилей в РФ сильно просел на 60-70%. Кроме того, у компании очень большая зависимость от зарубежных поставщиков и это ставит сомнение прибыльность.

24 марта 2016 года
    

Появилась информация, что Нацбанк может профинансировать производство АвтоВАЗа в Казахстане. Сейчас у нее проблем на 75 млрд рублей, что, на секундочку, 375 млрд тенге, или немногим более $1 млрд. Почему проблем? $1 млрд долгов для крупных автосборочных компаний - не большая проблема, скажем так, это долги, подкрепленные активами и потенциальной прибылью, то есть деньги обеспечены. 

Почему это не так с АвтоВАЗом? На самом деле у них все точно так же, только с прибылью у них возникнут проблемы.

Рынок автомобилей в РФ и крупных потребителей просел на 60-70% - это раз, во-вторых, у них очень большая зависимость по новым моделям от зарубежных поставщиков. Мозги, трансмиссия и кое-что по ходовой части поставляют известные в мире компании Bosch и Aisin, сам Nissan, Renault через Dacia. Поэтому себестоимость автомобилей возросла в связи с падением рубля и сделать автомобили более доступными они не могут.

Тут у АвтоВАЗа два пути развития. Или развивать свои новые модели, невзирая на сложности, и ждать дивидендов через 15-20 лет, или забросить развитие проектов, сохранить одну новую модель (Веста) и продолжить выпуск барахла, которое на рынке будут востребованы здесь и сейчас. Я думаю, сейчас на совете директоров и решают этот вопрос. Но надо вспомнить, что подобный выбор стоял перед АвтоВАЗом за последние 20 лет, наверное, раза 3 точно. А это очень много. Большую надежду АвтоВАЗ и руководство РФ связывали с приходом в компанию Бу Андерсона, которого ошибочно считали своим спасителем и который оказался в РФ благодаря влиянию GM на определенные круги серьезных бизнесменов страны. Но он пришел на должность генерального директора во время колоссального подъёма АвтоВАЗа. Экономика была на подъеме, Белоруссия, Россия, Казахстан и даже на тот момент Украина неплохо скупали их продукцию и реализовывали авто тем, кто в нынешней ситуации предпочел бы карточку "Онай" кредитной "Ладе Приора".

Что же Бу Андерсон сделал? Он влил большие заемные средства в разработку новой платформы и новых моделей, перенес производство новых моделей из погрязшей в коррупции Тольятти в Ижевск и, самая большая ошибка, он решил в ключевых элементах отказаться от местных поставщиков в пользу зарубежных, чтобы повысить качество автомобиля и поведение его на дороге. Именно эти факторы очень серьезно повлияли на АвтоВАЗ и его будущее. Сейчас, чтобы генерировать деньги, АвтоВАЗ должен производить автомобили и продавать их, а чтобы их производить и продавать, нужны деньги. Что же им остается? Перевести "Весту" на местных поставщиков затратно и долго, поэтому они возродят производство того, что уже давно было списано в утиль и будут просить денег под предлогом рабочих мест у правительства трех стран. Банки им денег не дадут.

 

Ернар Дукенбаев,
директор компании KAZENERGYAUDIT, автоблогер.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.