Потери дохода Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" в I полугодии 2020 года составили порядка 1,5 млрд тенге без учета НДС. Об этом LS сообщили в управляющей компании СЭЗ МЦПС "Хоргос".
В организации, отвечая на вопросы LS, отметили, что центр нужно рассматривать как комплекс, состоящий из казахстанской и китайской частей, соединенных между собой специальным переходом. Функционирование одной из сторон прямо пропорционально влияет на вторую.
"В связи с закрытием казахстанской части МЦПС "Хоргос", объемы продаж упали до нуля, однако это также повлияло на падение объемов продаж китайской части, так как казахстанские покупатели теперь не могут посетить китайские торговые дома. В связи с закрытием и отсутствием туристов из-за распространения коронавирусной инфекции мы, как и многие коммерческие организации мира понесли существенные убытки. За первое полугодие 2020 года потери в доходной части составили порядка 1,5 млрд тенге без учета НДС", – объяснили в управляющей компании.
В организации добавили, что по итогам текущего года потери в доходной части ожидаются в размере 3,2 млрд тенге без учета НДС.
Помимо снижения дохода, по информации компании, в первую очередь страдают инвесторы, чьи объекты сейчас не приносят прибыли. Во вторую очередь потери несут арендаторы, так как у их товаров истекают сроки годности, к тому же они несут расходы по коммунальным платежам.
"Также каждый китайский турист, вошедший в соседнюю часть, но не попавший к нам из-за закрытия, – это недополученная выгода казахстанских предпринимателей", – уточнили в управляющей компании.
Возвращаясь к инвесторам, в организации отметили, что в связи с закрытием они не смогли посетить МЦПС до конца июня, что нарушило все графики по осуществлению строительных работ. Сейчас бизнесменов допустили, однако сроки исполнения запланированных работ были сорваны.
Тем не менее во время карантина были проведены ситуационный анализ СЭЗ МЦПС "Хоргос", анализ нормативно-правовых актов, административных барьеров. Итоги легли в основу Комплекса мер по повышению эффективной работы "Хоргоса". Также была разработана стратегия развития на 2020-2022 годы.
Помимо этого, был проведен анализ информационного поля. Согласно результатам оказалось, что МЦПС "Хоргос" представлен только с негативной стороны. Не был раскрыт основной потенциал МЦПС "Хоргос", отечественный бизнес был не осведомлен о данной инвестиционной площадке и ее преимуществах. В связи с этим была разработана PR-стратегия.
После технического аудита началась цифровизация территории СЭЗ. Модернизирован сайт, ведется работа по автоматизации системы пропусков и отделения багажа от физлица. Изменен процесс пропуска по билетам: теперь билет можно купить онлайн через официальный сайт, также рассматриваются иные площадки, также посетителям не придется переносить багаж вручную, его достаточно будет сдать в пункт приема багажа, в стоимости билета уже предусмотрен перевоз багажа до 25 кг.
Помимо этого, отремонтировано здание центра и облагорожена прилегающая территория, ведутся ремонтные работы в бизнес-терминале, а также приводятся в порядок санузлы.
"Нами была разработана новая клиентоориентированная организационная структура компании. Вместе с тем несмотря на реорганизацию структуры компании количество штатных сотрудников не сократилось. В то же время открытие казахстанской части напрямую зависит от эпидемиологической ситуации в стране, поэтому надеемся на скорейшее ее изменение в положительную сторону. Также необходимо отметить, что достижение планов по туристическому потоку зависит от того откроется ли китайская часть для казахстанских посетителей. А объем товарооборота напрямую зависит от количества туристов", – заключили в управляющей компании.
Напомним, казахстанская часть МЦПС "Хоргос" остается закрытой с января 2020 года. В то же время китайская сторона открылась в марте.