В Казахстане рассказали о коррупции и других проблемах в "Қазақстан темір жолы" (КТЖ), передает LS.
По словам мажилисмена Ерлика Омиргали, декабрьские задержания топ-руководителей дочерних компаний КТЖ показали множество коррупционных рисков в работе нацкомпании.
"Статистика последних лет по факту нарушений показывает, что 70% преступлений в железнодорожном секторе связаны с коррупцией и 30% – с хищением материальных ресурсов, которые направлялись на обновление инфраструктуры", – заявил он.
Депутат предлагает национальному перевозчику сфокусироваться на внедрении современных технологий и цифровизации процессов.
"Существует проблема отставания поездов на 12 часов, имеется риск столкновений как грузовых, так и пассажирских поездов из-за отсутствия интернет-связи. Также следует максимально акцентировать внимание на обновлении и развитии инфраструктуры, магистрали железнодорожных сетей, в том числе грузовых станций, привлечении квалифицированных специалистов и внедрении института транспортной дипломатии", – заявил он.
Мажилисмен напомнил, что 28 декабря 2022 года произошел сход грузового поезда на станции "Карабас", в результате которого сошло 19 вагонов с экспортным зерном.
"Ориентировочные потери экспортера составляют более 1 млрд тенге. Вопиющим фактом является то, что КТЖ в течение первых часов схода выносит решение в виновности собственника вагонов и дает соответствующий комментарий в СМИ. Когда при оформлении указанных вагонов КТЖ как перевозчик принял груз к перевозке без каких-либо претензий! Вагоны находятся на гарантии у завода-изготовителя, их пробег не достиг первого деповского ремонта, который наступает по истечении трех лет. Поэтому данное обвинение считаем несостоятельным, так как не была создана комиссия по расследованию нарушений безопасного движения на железнодорожном транспорте", – подчеркнул Омиргали.
В связи с этим он просит правительство взять на особый контроль вопрос схода вагонов на указанной станции.
"Прошу также сообщить, привлекались ли к ответственности работники КТЖ по результатам происшествия и проверок. В связи с тем, что прошло достаточно много времени, восстановить истинные причины ЧП будет крайне сложно. Мы считаем, что это делается умышленно для отвода от ответственности реальных виновных лиц, контролирующих содержание железнодорожных путей и соблюдение норм технической безопасности", – резюмировал депутат.
Ранее сообщалось, что незаконное вознаграждение в результате коррупции в КТЖ в сфере перевозки грузов может достигать нескольких миллиардов тенге. В Казахстане также потребовали проверить нацкомпании и пересмотреть их политику вознаграждений для своих топ-менеджеров. Напомним, что "Қазақстан темір жолы" планирует создать сети терминалов в портах Ирана, Азербайджана, Грузии и Турции.