Казахстан имеет достаточные возможности для реализации полного цикла производства лития в течение следующих 10-15 лет. К такому выводу пришли аналитики госфонда "Самрук-Казына", передает LS.
Производство полного цикла подразумевает под собой все - от добычи руды до создания аккумуляторных батарей. В госфонде пояснили, что, если основываться на благоприятной ценовой конъюнктуре и значительном увеличении спроса, литий может стать одним из катализаторов роста экономики страны в долгосрочной перспективе. Впоследствии это поспособствует развитию автомобильной и электротехнической индустрий.
"Согласно предварительным данным, месторождения лития в Казахстане в основном расположены в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областях. Месторождение Ахметкино, находящееся в Восточно-Казахстанской области, содержит по меньшей мере 26 тыс. тонн тонн оксида лития. Однако полномасштабных исследований для установления точных запасов данного металла в Казахстане еще не проводилось", - заметили в "Самрук-Казына".
Согласно ожиданиям аналитиков госфонда, мировой спрос на литий вырастет со 184 тыс. тонн в 2015 году до 534 тыс. тонн к 2025 году со среднегеометрическим темпом роста в 11%. Электромобили составят около 38% совокупного спроса на литий к 2025 году (14% в 2015 году).
"Положительная динамика также будет поддержана снижением стоимости производства литиевых батарей, что сделает их более конкурентоспособными, чем существующие аналоги. В то же время ожидается, что спрос на литий для производства накопителей энергии вырастет с 400 тонн в 2015 году до 33,8 тыс. тонн к 2025 году, составляя более 6% совокупного спроса на данный металл. Накопление энергии с использованием технологий на основе лития стало экономически целесообразным для широкого спектра индустриального и розничного применения", - пояснили в "Самрук-Казыне".
Также прогнозируется, что продажи электромобилей вырастут с 3,7 млн единиц в 2015 году до 15,9 млн единиц к 2025 году, составляя около 14% мирового рынка автомобилей. Стоимость производства систем на основе литиевых батарей будет меньше аналогичной стоимости двигателей внутреннего сгорания к 2025 году, делая электромобили более конкурентоспособными.
Между тем мировое производство лития в 2015 году составило 171 тыс. тонн, представляя собой менее 0,2% мировых запасов (102 млн тонн). Размер запасов данного металла почти в 600 раз превышает уровень производства в 2015 году, в то время как резервов других полезных ископаемых хватит лишь на 15-100 лет.
На данный момент более 82% совокупного производства лития приходятся на четыре компании - Albemarle, SQM, FMC, Sichuan Tianqi. В региональном разрезе доминируют Чили, Аргентина и Китай, доля производства которых превышает 90% общего размера рынка. Также ведется разработка значительного количества месторождений сподумена (одного из минералов лития) в Южной Америке, что может привести к увеличению поставок лития к 2018 году и краткосрочному снижению цен.
"Однако в долгосрочной перспективе цены на литий будут коррелировать с добавочной себестоимостью производства данного металла. При этом ожидается, что цена карбоната лития (с чистотой в 99,5%) вырастет на 32% и достигнет $12 тыс. за тонну к 2025 году", - заключили в "Самрук-Казына".
Напомним, ранее в министерстве по инвестициям и развитию сообщили, что в Казахстане обсуждается возможность создания литиевого производства. До этого президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев заявил, что литий может заменить Казахстану нефть. Он добавил, что государство может стать приоритетным партнером Китая по поставкам металла.