Казахстан займется развитием креативной индустрии. Глава Проектного офиса по развитию данной отрасли Данат Жумин рассказал LS подробности создания нового сектора экономики.
На этой неделе президент Касым-Жомарт Токаев, обсуждая будущее Алматы, высказался о развитии креативной экономики.
В первую очередь в беседе с LS Жумин отметил, что в креативную индустрию входят все виды бизнеса, где добавленная стоимость возникает в результате творческого труда и управления правами на интеллектуальную собственность. В мире к ним относятся дизайн, архитектура, музыка, кино, медиа, IT и другие.
"В Казахстане IT-сектор можно отнести к креативному, но у него уже есть программа развития, такая как "Цифровой Казахстан". Мы хотели бы сконцентрироваться на том, что сейчас в меньшей степени имеет внимание в государстве. Поэтому нам предстоит выяснить, что мы будем относить к креативным, а что – нет", – пояснил глава офиса.
Он добавил, что в законодательной базе страны также нет понятия "креативная индустрия", из-за чего отсутствует методология, статистика и четкое понимания потенциала, барьеров отрасли.
"Перед нами стоит задача выработать политику, обозначение сектору, чтобы понять, нужно ли государству регулировать отрасль или нет, должно ли правительство инвестировать или нет. А если будет все-таки финансировать, то как сделать так, чтобы меры не принесли обратного эффекта и не навредили сектору. Возможно, бизнесу нужны будут какие-то финансовые льготы и меры поддержки. Но это все нужно выяснить и выработать предложения по развитию индустрии", – уточнил Жумин.
По словам собеседника LS, на вышеперечисленные задачи понадобится несколько месяцев, ориентировочно, до августа текущего года. Сам офис будет функционировать в формате межведомственной рабочей группы, которая формируется из состава действующих сотрудников госорганов и организаций.
Говоря о собственном видении, Жумин привел в пример библиотеки. Он пояснил, что в традиционном виде они потеряли свою актуальность, так как в век цифровизации много информации доступно онлайн.
"Библиотеки могли бы в будущем стать хорошими креативными площадками, где казахстанцы могли бы иметь доступ к 3D-принтерам, студиям звукозаписи, высокоскоростному интернету, самым последним передовым книгам на различных языках. В них можно было бы встречаться, проводить лекции, семинары, создать новые идеи. Но это пока идея, которую также нужно будет обсудить", – заметил глава организации.
Лидером креативной индустрии Жумин назвал Алматы, так как в этом города сконцентрировано наибольшее количество творческих людей. Вместе с тем собеседник LS обратил внимание на то, что данную отрасль нужно развивать не только в крупных городах, но и во всех регионах, чтобы больше людей смогли развить собственный потенциал вне зависимости от места проживания.
Он также обратил внимание на то, что креативная индустрия Казахстана занимает менее 1% в ВВП, в то время как в развитых странах доходит до 7%. При этом у страны есть огромный потенциал в несколько раз увеличить данный показатель.