Конфликт интересов провоцирует в Казахстане проблемы с «плохими» кредитами

6 ноября 2014 года
Фонд проблемных кредитов Казахстана за два года деятельности договорился выкупить займы на 0,5 млрд тенге. При этом он провел оценку прав требований банков на общую сумму 19,2 млрд тенге. LS публикует факторы, почему фонд показывает низкую эффективность. Национальный банк РК опубликовал концепцию функционирования АО «Фонд проблемных кредитов». В документе указывается, что несмотря на сформированные 100% провизии, банки не готовы производить переуступку прав требования по «неработающему» займу по цене с учетом стоимости, определенной независимой оценочной компанией (НОК). «В среднем рыночная стоимость активов, определенная НОК, по предложенным банками активам была на 80% ниже общей задолженности клиента по правам требования банка»,- указывается в документе. Несмотря на существенный объем «неработающих» займов, соответствующих критериям передачи в фонд (552 млрд тенге – 30% от ссудного портфеля крупнейших банков или 26,2% от ссудного портфеля всей банковской системы, без АО «БТА Банк»), основным фактором, препятствующим эффективному сотрудничеству банков с фондом является стоимость проблемного актива. Нацбанк сообщает, что низкая эффективность деятельности фонда обусловлена следующими причинами: 1) различия в оценках фонда и банка справедливой стоимости «неработающего» займа; 2) ожидания банков по восстановлению цены залогов и, соответственно, сохранение активов на балансе, при этом банки несут операционные расходы по работе с проблемными активами; 3) недостаточная интенсивность надзорного процесса в отношении банков с большим объемом «неработающих» займов в портфелях; 4) законодательные ограничения, снижающие эффективность взаимодействия банков с фондом (банковская тайна, перерегистрация залогового имущества с арестами, уплата государственных пошлин и сборов, и ряд других); 5) недостаточные финансовые возможности фонда, обусловленные его слабой капитализацией и низким потенциалом по привлечению дополнительных финансовых ресурсов (на долговых рынках); 6) привлекательность для банков механизма передачи «неработающего» займа в ОУСА (сохранение контроля, отсутствие необходимости определения компромиссной цены, возможность получения денежных потоков от использования актива, его продажи в последующем по более высокой цене). Законодательные препятствия и ограничения в деятельности фонда предполагается устранить в 2014 году в рамках проекта Закона республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам деятельности финансовых организаций, «неработающих» кредитов и активов банков второго уровня, платежей и переводов денег и деятельности Национального банка республики Казахстан». Ранее LS сообщал, что высокий уровень «неработающих» займов является одной из основных проблем, сдерживающих рост кредитного портфеля банков. 37% «плохих» кредитов — займы нерезидентам. Основная доля «неработающих» займов, выданных нерезидентам, приходится на один банк.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.