Транспортная прокуратура рассказала о нарушениях в крупных компаниях

Для мониторинга состояния трубопроводов, некоторые предприятия используют оборудования с истекшим сроком эксплуатации

3 мая 2017 года
    

Транспортная прокуратура раскритиковала работу компании "Казтрансойл" (КТО), передает LS.

Как сообщил начальник управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере Главной транспортной прокуратуры Алмас Аманов, в компании прибегали к фиктивному устранению дефектов нефтепроводов, подделали более 20 актов о завершении ремонта. КТО использует более 500 единиц оборудования и различных устройств, отработавших свой ресурс, которые отвечают за уровень давления в нефтепроводах.

"Значительная часть этих приборов не прошла госпроверку. КТО предоставлял уполномоченному органу (министерству по инвестициям и развитию – прим. LS) фиктивные акты о ремонте трубопроводов, таких мы насчитали 20. Пока удается избежать чрезвычайных ситуаций, но при таком отношении к техподдержке трубопроводов их долго ждать не придется", - подчеркнул Аманов.

Он выразил опасения, что принятие ответственных решений в области техобслуживания трубопроводов делегировано лицам, не имеющим соответствующего профильного образования.

"Таких лиц в КТО и "Интергаз Центральная Азия" (ИЦА) мы насчитали порядка 215. Эти компании также укрывали множество случаев аварий и инцидентов. В 2014-2017 годах в "Казтрансойле", по Мининвестиций, более 1800 инцидентов, а в ИЦА, помимо 48 инцидентов, еще и 16 аварий. Тем самым эти организации лишили компетентные органы не только объективной оценки ситуации, но и возможности принятия мер в случае такой необходимости по эвакуации людей, поскольку большая часть аварий и инцидентов произошла на трубопроводах, проходящих в населенных пунктах", - объяснил представитель транспортной прокуратуры.

Он добавил, что укрытые аварии и инциденты не расследовались, соответственно, их реальные причины не выяснены, надлежащие меры по предотвращению не выработаны. Поэтому не исключено, что в будущем они будут происходить вновь, угрожая безопасности людей.

"Имеются сомнения в готовности и способности трубопроводных организаций предотвратить чрезвычайные происшествия. Такой вывод основан на том, что КТО ежегодно пользуется пожарными машинами "Семсер Өрт-Сөндіруші", срок службы которых составляет от 17 до 35 лет. На закупленные материалы аварийного запаса по 50 позициям у него отсутствуют требуемые законом сертификаты соответствия, а количество запасов по 11 позициям на момент проверки было ниже нормативных значений", - заявил Аманов.

Он отметил, что компаниями нарушаются требования закона при проектировании и строительстве объектов трубопроводного транспорта.

"К примеру, "Интергаз Центральная Азия" самостоятельно спроектировала строительство объектов на 4 газораспределительных станциях, тогда как требуемой лицензии и, соответственно, знаний у них не было. В настоящее время ими строится компрессорная станция, не прошедшая госэкспертизу. А КТО отдал более 400 млн тенге стройподрядчику, не имеющему в своем составе аттестованных инженерно-технических работников", - подчеркнул спикер.

Он заявил, что компании также ввели в практику делегирования технадзора подрядчику строительства. То есть генеральный подрядчик сам строит, контролирует качество работы и сам оплачивает услуги.  Подобные факты допущены при строительстве 15 объектов.

По данным транспортной прокуратуры, на сегодня вблизи магистральных трубопроводов построено более 1,4 тыс. зданий и сооружений (вдоль газопроводов – 771, нефтепроводов - 631), из них 530 расположены в границах охранных зон.

"В любой момент могут быть построены еще порядка 3,7 тыс. зданий на пустующих земельных участках, большинство из них – частные дома. Проанализировав ситуацию, мы установили, что во всем этом виноваты как местные исполнительные органы, которые раздавали земельные участки, так и трубопроводные организации, построившие в населенных пунктах трубопроводы, своевременно не принявшие меры по установлению охранных зон и недопущению застройки в их границах. В итоге и те, и другие сейчас не знают, каким образом переселять людей, изыскивая альтернативные земельные участки и средства для переноса трубопровода. В отдельных случаях применяются различные уловки, которыми, по нашему мнению, гарантировать безопасность жизни и здоровью граждан нельзя", - сообщил Аманов.

Он также отметил слабые госрегулирование и контроль за объектами трубопроводного транспорта.

"Мы видим, что министерством по инвестициям и развитию, в данном случае комитетом индустриального развития и промышленной безопасности, проводятся проверки на объектах трубопровода, за 2016 год их количество составило 27. Однако эффект от них минимальный. Все нарушения на трубопроводах системные, они допускаются на протяжении ряда лет", - подчеркнул представитель транспортной прокуратуры.

Он добавил, что зачастую МИР допускает факты формального согласования проектных документаций на опасные производственные объекты.

"К примеру, согласован проект строительства "Увеличение мощности газопровода "Казахстан - Китай", тогда как в нем в нарушение требований закона отсутствовали разделы о проведении внутритрубной диагностики. По газопроводам "Бейнеу - Шымкент" и "Алматы - Байсерке - Талгар" комитет ведомства не только согласовал проекты строительства, но и принял участие в их приемке без проведения необходимой той же самой диагностики", - рассказал Аманов.

По его словам, сегодня в законодательстве отсутствует четкое понятие магистрального трубопровода. Нет также четкого разграничения между магистральным и немагистральным трубопроводами.

"Сейчас, по закону, трубопроводные организации могут привлечь только одну-единственную компанию, созданную правительством и обладающую необходимым статусом "военизированности". Естественно, что одна компания физически не сможет обслужить все опасные производственные объекты в стране. В итоге в большинстве своем трубопроводы обслуживаются ненадлежащими компаниями, для которых требования и критерии в законодательстве отсутствуют", - резюмировал он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.