Инфляция давит на страховщиков и вынуждает платить больше

24 ноября 2022 года
    

Казахстанские страховщики обеспокоены ситуацией с ростом инфляции в стране и возросшими расходами на выплаты, передает LS

Заместитель председателя правления СК "Евразия" Нуржан Джантуреев напомнил, что тарифы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) не менялись в стране более 15 лет. Однако из-за резкого роста инфляции ситуация усугубилась. Так, на 31 октября 2022 года рост средней стоимости одного платежа составил 50% по сравнению с началом года. По его словам, данная тенденция продолжается.

"Повышать стоимость полиса ОГПО ВТС, разумеется, нужно. Иначе в скором времени страховщики начнут отказываться от лицензий, что может привести к определенному кризису в транспортной сфере", – высказал опасение Джантуреев.

Помимо этого, собеседник также обращает внимание, что заметно выросла стоимость запасных частей и оплаты ремонта авто.

"Если говорить об официальных дилерах, то наибольшее подорожание происходит по таким маркам, которые, как правило, представлены в единственном (монопольном) лице. При этом по маркам авто, где мы наблюдаем наибольший рост цен (от двух до четырех раз), это KIA, Mitsubishi, Nissan, Infiniti. Даже по некоторым брендам, как, например, Mazda, порой вообще не получается получить или определить цену на запасную часть", – пояснил Джантуреев.

По его словам, существует также проблема с регулированием цен на запчасти. Как он объяснил, дилеры самостоятельно выставляют цену на товар, а контроль со стороны государства отсутствует. Кроме того, собеседник LS отметил, что ситуация ухудшилась из-за проблем с поставкой автозапчастей, которая произошла вследствие пандемии и военных конфликтов в других странах.

Говоря о разрыве между страховой выплатой и премией, он уточнил, что этот коэффициент ежегодно растет в среднем на 30%, а в зимний период из-за роста страховых случаев он варьируется в пределах 70-90%.

В целом, по его мнению, текущую ситуацию может исправить закон о вопросах регулирования и развития страхового рынка, который предусматривает введение с 2024 года дифференцированных коэффициентов, которые страховщики определяют самостоятельно в зависимости от региона и статистики убыточности конкретного клиента.

В свою очередь, председатель правления "Коммеск-Өмір" Олег Ханин поддержал изменение тарифов. Он считает, что действующие тарифы не соответствуют принципам социальной направленности и справедливости в части адекватности расчета принятых страховых рисков. Он также отмечает увеличение суммы страховых выплат. За девять месяцев 2022 года на рынке страхования объем выплат по ОГПО превысил 35,8 млрд тенге, прирост к аналогичному периоду прошлого года составил 31,8%. Так, на 1 октября текущего года средний размер выплаты достиг 521 тыс. тенге, в то время как в 2021 году он был равен 450 тыс. тенге. 

Ханин заявил, что стоимость выросла на все запчасти. 

"Есть отдельные кейсы, когда бампер на автомобиль в прошлом году стоил, условно, 200-300 тыс. тенге, а сегодня он уже продается за 1 млн тенге. Аналогично и с лобовыми стеклами, которые обходились в 150-350 тыс. тенге. Теперь они стоят 1-1,5 млн тенге. Возможно, в какой-то момент цены и держались на одном уровне, но это объяснялось тем, что на складах еще оставался какой-то запас. Для понимания можно обозначить, что доставка запчасти не зависит от бренда, и сегодня их доставка на малолитражки так же дорога, как и на автомобили премиум-класса. В некоторых случаях получается так, что у официальных дилеров запчасти дешевле, чем в маленьких магазинах, так как у последних хуже налажены логистические процессы, и это влечет за собой стихийное увеличение конечной стоимости запчасти", – пояснил он.

Он надеется, что со временем мировые поставки и логистические каналы будут налажены.

Кроме этого, председатель правления "Коммеск-Өмір" напомнил, что с 2024 года в рамках законодательных изменений на страховом рынке будут применяться гибкие тарифы в региональном разрезе в зависимости от значений показателей убыточности по территории регистрации авто.

Предлагается использовать такие параметры, как таргетируемая убыточность и поправочные коэффициенты в территориальных коэффициентах, которые будут устанавливаться регулятором для сохранения баланса и справедливости при возмещении убытков. Также поправки коснутся системы "бонус-малус", которая повышает либо снижает размер страховой премии, оплачиваемой клиентом, в зависимости от его истории страховых случаев.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.