Казахстан рискует отстать от других стран: как этого не допустить

Нефть может существенно подешеветь

сегодня

В ближайшие пять лет нефть может серьезно подешеветь, что несет риски для Казахстана. Управляющий партнер консалтинговой компании EMCG Касымхан Каппаров считает этот период определяющим для страны, передает LS.

В ходе Kazakhstan Growth Forum Каппаров в первую очередь озвучил результаты индекса конкурентоспособности IMD, сравнив РК с Турцией, Индией, Южной Кореей и Китаем.

Согласно результатам, Казахстан лидирует в эффективности госуправления за счет цифровизации служб. Однако по экономическим показателям страна отстает от вышеперечисленных государств из-за низкой диверсификации внешней торговли, недостаточно высокого уровня иностранных инвестиций и др.

По эффективности бизнеса РК обгоняет Турцию, но отстает от остальных экономик. По инфраструктуре Казахстан заметно опережают Китай и Корея, так как у них более развита инфраструктура технологий, науки, здравоохранения и образования.

Между тем, по словам Каппарова, мир на данный момент ускорился и меняется не за 50 лет, как в пословице "Елу жылда ел жаңа, жүз жылда қазан", а за пять лет. Поэтому нужно предсказывать и подстраиваться под кардинальные изменения в столь короткий период.

Затронув тему важности последующего пятилетнего периода, Каппаров напомнил, что за последние 20 лет страна получила от экспорта нефти $700 млрд (в среднем $30 млрд в год), что делает сферу важной для экономики. 

Вместе с тем до 2029 года ожидается, что объем добычи черного золота вырастет на 17%, или 4% в год. В основном это произойдет за счет проекта будущего расширения Тенгиза. Но из-за отсутствия других крупных проектов сложно говорить о дальнейшем росте производства данного вида сырья после 2029 года.

Другим риском являются факторы, которые повлияют на снижение стоимости углеводорода. Это снижение спроса со стороны Китая (крупнейшего импортера), а также увеличение производства Саудовской Аравии и России (крупнейших экспортеров). Помимо этого, развитые государства занимаются зеленым переходом.

"Замедление добычи нефти в Казахстане и снижение мировой цены на нее – это риски, которые имеют высокую вероятность реализации. Поэтому следующие пять лет будут определять конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе. Сможет ли государство создать новые преимущественные отрасли и не допустить очередного потерянного десятилетия?" – задался вопросом Каппаров.

Он перечислил ключевые выгоды, которыми можно воспользоваться для достижения этой цели.

Главным фактором конкурентоспособности, по мнению спикера, является накопленный запас прочности в виде различных фондов. Это отличает РК от других стран региона и большинства развивающихся государств.

По словам аналитика, Казахстан является капиталоизбыточной экономикой. Общий объем накопленного внутреннего состояния в размере $258 млрд, по его словам, равен примерно 100% ВВП.

В том числе активы банков составляют $113 млрд, однако наблюдается низкий уровень проникновения кредитов в экономике. Выданные займы составляют около 25% ВВП. Для сравнения, показатели в Турции и Грузии в два раза больше. По мнению Каппарова, это говорит о недоиспользованном потенциале.

Накопленные резервы в Нацфонде достигают примерно 25% ВВП, или $61 млрд. Деньги расходуются не только на гарантированные и целевые трансферты, но и на покупку акций госкомпаний. С декабря прошлого года на это новое направление было выделено порядка $4 млрд, отметил аналитик.

В ЕНПФ находятся $42 млрд. На данный момент идут обсуждения по ограничению досрочных изъятий.

Налоговые доходы растут и равны $33 млрд. Но в этом году они покрывают только половину расходов госбюджета и не делают этого в полной мере в отношении социальных затрат. Так как введение нового кодекса отложили на год, не стоит ожидать, что зависимость от Нацфонда будет снижаться.

Каппаров также посчитал коррупционные издержки исходя из того, что Казахстан занимает 93 место в Transparency International Index.

"Если брать размер отката в 20%, то у нас получается $10 млрд. Но это можно рассматривать как потенциальные объемы для инвестиций в случае повышения прозрачности", – уточнил спикер.

Вторым преимуществом аналитик назвал возможность привлекать внешнее заимствование с учетом диверсификации иностранных инвестиций ($23 млрд в 2023 году). Каппаров отметил, что финансирование в обрабатывающий сектор и торговлю догнало сферу добычи нефти.

Так как правительство поставило цель привлечь $150 млрд в виде ПИИ в следующие пять лет, в среднем в год будет поступать по $30 млрд.

Аналитик затронул и повышение Moody’s суверенного рейтинга Казахстана до Baa1. По его мнению, данная выгода пока не используется в полной мере, так как рыночная капитализация отечественных компаний достигает всего 25% ВВП.

Следующим конкурентным преимуществом Каппаров назвал демографический бум в Казахстане, что позитивно сказывается на среднем возрасте населения.

Индекс человеческого развития (ИЧР) в стране вырос на 20% за последние 39 лет (67 место в мире). Тем не менее республика пока находится ниже Турции, России и Грузии.

Минусом является и то, что в категории "Неравенство" Казахстан занимает лишь 100 место. Особенно данная проблема касается граждан удаленных регионов.

"Из-за демографического бума ежегодно приток молодых работников на рынок труда составляет 300 тыс. человек. Официальная безработица в данной категории в Казахстане низкая – всего 4%. Однако 20% молодежи самозанятые. Также 20% работающих невозрастных людей это делают не по специальности", – сообщил аналитик.

Вместе с тем, по словам спикера, наметился устойчивый тренд на массовое предпринимательство, так как открывать бизнес стало легче. В том числе за счет цифровизации и внедрения онлайн-платежей. Также можно получить образование в интернете. Набирает популярность и платформенная занятость. На данный момент в МСБ страны занято более 4 млн человек. Доля данного сектора выросла до 36% ВВП. При этом правительство планирует довести показатель до 40% (долю среднего бизнеса – до 15%).

На взгляд Каппарова, это конкурентное преимущество, которым нужно воспользоваться, так как оно решает проблему безработицы.

Также нужен дальнейший переток специалистов в отрасли с высокой производительностью.

Еще одним фактором эксперт назвал урбанизацию, которая на данный момент ниже, чем в развитых странах.

Сейчас в Казахстане около 90 городов. При этом за последние 30 лет созданы только четыре новых. В то же время в стране 112 сел с населением более 10 тыс. человек, 18 сел – более 30 тыс. человек, 14 городов, где меньше 10 тыс. человек. Самое крупное село в Казахстане – Карабулак в Туркестанской области (60 тыс. человек), что сопоставимо с Қонаевым и больше, чем в Степногорске.

"Статус города необходим, так как улучшает комфорт жизни, дает доступ к здравоохранению, образованию, помогает развивать человечески капитал, привлекать инвестиции, позволяет увеличивать новые рабочие места. У Казахстана есть возможность в ближайшие 10 лет создать как минимум 10 новых городов на базе больших сел. Это позволит нарастить производительность труда, урбанизацию. Конечно, потребуются дополнительные расходы, но будет положительный долгосрочный эффект", – заметил Каппаров.

Немаловажным преимуществом является то, что обрабатывающая промышленность догнала горнодобывающую. Этому послужили меры поддержки, которые включают льготное кредитование, субсидирование, создание СЭЗ, промпарков и т.д.

В структуре импорта продолжают преобладать готовые товары, что является хорошей возможностью для создания продукции внутри страны.

"Последние 30 лет местный производитель не был главным экономическим объектом политики государства. Следующие пять лет есть возможность сформировать бренд Made in Kazakhstan, который позволит повысить узнаваемость своих брендов внутри страны, а также экспортировать их на внешние рынки", – сообщил аналитик.

Одно из возможных преимуществ – интеграция с Центральной Азией (ВВП – $450 млрд, население 80 млн человек). Однако показатели товарооборота еще недостаточно высокие: у Казахстана с ЦА – $7,7 млрд, у Китая с ЦА – $89 млрд, у России – $44 млрд.

Бизнес-интеграция внутри региона также находится на низком уровне. Из 75 крупнейших компаний Казахстана только 13 имеют представительства или филиалы в Узбекистане, 10 – в Кыргызстане, по два – в Таджикистане и Туркменистане; по одной казахстанской госкомпании – в Узбекистане и Туркменистане.

"Несмотря на то, что сейчас очень много политической воли в данном направлении, фактически бизнес-связи в ЦА еще не налажены. Этого можно ожидать в следующие пять лет, но пока нельзя говорить с уверенностью", – заметил Каппаров.

Инновации и технологии все еще не являются конкурентным преимуществом страны. Аналитик связал это с тем, что расходы на науку в РК составляют всего 0,14% ВВП. В таких странах, как США, Израиль, Южная Корея, Германия, данный показатель превышает 3%.

Помимо этого, данная сфера в основном финансируется государством, участие предпринимателей очень маленькое.

Говоря о цели страны удвоить ВВП к 2029 году, аналитик отметил, что это не является амбициозным и комплексным аспектом. По его мнению, целью может быть что-то вроде вступления в ОЭСР, так как это подразумевает не только развитие экономики, но и выстраивание институтов защиты прав человека, экологических норм.

"Мне кажется, цель для развития страны не должна быть привязана к сроку президента или другого политического представителя. Она должна сохраняться при смене руководства для того, чтобы рос экономический потенциал государства", – заметил Каппаров.

В заключение аналитик пояснил, что если учесть все эти преимущества и недочеты, то в следующие пять лет Казахстан сможет занять свою конкурентоспособную нишу на мировой арене.

Ранее на этом же форуме профучастники обсудили возможность Казахстана повысить ВВП вдвое. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.