Свыше 130 новых машиностроительных производств на 400 млрд тенге были реализованы за годы реализации Госпрограммы индустриально-инновационного развития с 2010 года, передает LS со ссылкой на primeminister.kz.
На данный момент 60% реализуемых в стране автомобилей произведены в Казахстане. Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям – более 50%.
"С 2010 года удалось нарастить объемы производства в 12,5 раза (с 4 тыс. единиц в 2010 году до 50,4 тыс. единиц в 2019 году). Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%", – сообщили в ведомстве.
Отмечается, что с учетом небольших объемов внутреннего казахстанского рынка долгосрочное планирование отечественных машиностроителей должно предусматривать наращивание экспортных объемов. Поэтому в рамках механизма стимулирования производства в Казахстане экологически чистых автомобилей предусмотрено экспортное финансирование предприятий автопрома.
В результате проделанной работы экспорт по сравнению с 2018 годом увеличился в 10 раз. По итогам 2019 года было экспортировано 2,6 тыс. авто. Экспортируются автомобили преимущественно в Россию и Узбекистан. Основная часть зарубежных продаж в 2019 году пришлась на JAC (1,5 тыс. единиц), Hyundai (716 единиц) и Ravon (442 единицы). Эти марки заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах.
Между тем для поддержки автопрома в 2019 году была утверждена "Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы", которая охватывает все подотрасли машиностроения и содержит комплекс мероприятий по мерам поддержки. Это налоговые преференции, финансовая и сырьевая поддержка, обеспечение квалифицированными кадрами и так далее.
Также между Казахстаном и Россией была принята программа совместных действий.
В рамках программы "КАМАЗ", ПАО "АВТОВАЗ" и "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" начали реализацию совместных проектов по строительству заводов по производству редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей, литейного завода и научно-исследовательского инжинирингового центра.
Начато строительство в Алматы нового завода Hyundai Trans Kazakhstan по производству легковых автомобилей марки Hyundai мощностью 30 тыс. единиц в год на первом этапе, 45 тыс. единиц в год на втором этапе.
СМС – JAC Motors планирует на площадке "СарыаркаАвтоПром" помимо увеличения объемов производства и расширения линейки производимых автомобилей, наладить производство автокомпонентов.
В рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск заводов по производству шин и двигателей, которые придадут мощный импульс развитию автокомпонентной базы в Казахстане.
Кроме того, министрами здравоохранения и инфраструктурного развития РК утверждена Дорожная карта по обновлению санитарного транспорта в Казахстане, которая позволит обновить санитарный транспорт за счет механизма лизингового финансирования.
Согласно дорожной карте условия лизингового финансирования для управлений здравоохранения областных акиматов, городов республиканского значения: срок лизинга – до пяти лет, ставка вознаграждения – не более 7% для отечественных товаропроизводителей, авансовый платеж не предусмотрен, льготный период – до 12 месяцев. В 2019 году было выделено 10 млрд тенге на 800 единиц машин скорой помощи и 18 передвижных медицинских комплексов в 2019-2020 годах.
В текущем году в Казахстане будет начато производство свыше 10 новых моделей автомобилей. В краткосрочный период общий объем продукции автопрома планируется довести до 100 тыс. автомобилей, из них 10-15 тыс. экспортировать в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны.
Также в конце января этого года в присутствии премьер-министра Аскара Мамина подписаны соглашение о сотрудничестве между "Узавтосаноат" и KazakhExport, а также договор о поставке машинокомплектов автомобилей между "СарыаркаАвтоПром" и UzAuto Motors.
В перспективе в автомобильной промышленности планируется продолжить работу по увеличению доли местного содержания, путем перехода на новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств с начала 2021 года; развивать производственную кооперацию с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов; продолжить освоение производств электромобилей.