"Казахстанских производителей теснят российские конкуренты"

22 января 2015 года

Министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев ранее рекомендовал казахстанцам приобретать одежду отечественного производства. Редакция LS обратилась к генеральному директору бренда детской одежды Mimioriki Инне Апенко, чтобы узнать, насколько наша легкая промышленность готова "одевать" казахстанцев.

- Если пройтись по нашим торговым центрам, то можно обнаружить в большом количестве товары из России и Беларуси. Инна Сергеевна, вы чувствуете конкуренцию со стороны партнеров Таможенного союза?

- Российские бренды активно занимают ниши на местном рынке. Поскольку наша компания – одна из немногих, кто представлен на розничном рынке, то мы ощущаем это достаточно сильно.

Но если в целом смотреть на срез рынка, то приход новых игроков не оказал значительного влияния на розничную легкую промышленность Казахстана. Это связано с тем, что как таковых крупных отечественных игроков немного. Поэтому на саму отрасль в целом никакого влияния не было. Больше всего импортируется в Казахстан традиционно из Китая – 40%, из России – 9%.

Но вот что касается рынка госзаказов, за счет чего развивается отечественная легкая промышленность, то здесь ситуация складывается негативно для местных производителей. В частности, россияне открыли в Казахстане несколько компаний, которые участвуют в тендерах. В результате идет утечка государственных капиталов. Если в Казахстане ранее реализовывалась программа по импортозамещению, то последние два года мы от своих коллег слышим, что они проигрывают тендеры.

- Недавно министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев призвал казахстанцев приобретать отечественные товары. А какая доля рынка легкой промышленности сейчас приходится на казахстанских производителей?

- На рынке одежды доля казахстанского производства всего-навсего от 5% до 7%, остальное – это импорт: Китай, как я ранее сказала, основной импортер – 42%, Турция – 11%, Россия – 9% и 7% – Италия.

- С 1 января действует ЕАЭС. С чем придется столкнуться нашим компаниям?

- Теперь должна быть внутренняя готовность отрасли к достаточно агрессивной конкурентной среде. Казахстанский производитель находится в неравных условиях. Если бы изначально были созданы равные условия, то мы могли бы выдержать конкуренцию. Но что мы имеем на сегодня? Легкая промышленность два года назад была исключена из приоритетных отраслей. То есть у нас нет специальных прерогатив, которые есть у российских и белорусских предприятий. Беларусь уникальна тем, что сохранила отрасль, несмотря на развал Советского Союза. России в какой-то части удалось ее восстановить. Поэтому Казахстан сейчас уязвим по сравнению с другими членами ЕАЭС. По-хорошему, для развития легкой промышленности необходимо наличие дешевой рабочей силы и сырья. Сейчас у нас ни того, ни другого.

- Ранее вы отмечали, что просьба об упрощении условий для инвесторов, которые желают вкладываться в легкую промышленность, осталась без отклика. Как обстоит дело сейчас?

- Большим успехом прошлого года стало внимание Асета Исекешева и его команды к вопросам легкой промышленности. В 2014 году был создан комплексный план по развитию отрасли на ближайшие пять лет. Несмотря на то, что легкая промышленность была исключена из приоритетных отраслей, мы смогли стать участником программ по поддержке предпринимательства. Это и «Дорожная карта бизнеса», и различные программы фонда «Даму», и Kaznex – корпорации по развитию экспорта.

Но этого недостаточно. Необходимо внедрять программы, которые реализовали Узбекистан или Кыргызстан. Когда Узбекистан развивал отрасль, то создал потрясающий инвестиционный климат – на пять лет освободили отрасль от налогов. За 10 лет иностранные инвесторы вложились в предприятия, аналогов которых у нас нет. Это современные предприятия с новейшим оборудованием. И главное, в Узбекистане инвестировали в образование местного населения, которое сейчас создает одежду по европейским стандартам.

- А какая конкретно помощь нужна нашим компаниям?

- Производители, работающие в сфере госзакупок, просят о прямых долгосрочных контрактах с нацкомпаниями. Подобная мера практикуется в России и Европе. Имея постоянных заказчиков, местным компаниям легче развиваться. Если не поддержать сейчас нашего розничного производителя, то мы никогда не получим собственное производство.

Я приведу вам только один пример, который существенно усложняет наше развитие. У нас, как у розничного бренда, ставки по аренде в торговых центрах выше, чем у глобальных европейских брендов. Получается, что тот объем, который экономится за счет производства в Казахстане, в итоге просто съедает аренда. А потребитель ожидает, что казахстанское производство будет стоить дешевле. Но снизить цену мы просто не можем, иначе будем работать себе в убыток.

Как результат мы получаем ситуацию, в которой казахстанские предприятия боятся создавать розничный продукт. Невозможно выдержать условия по аренде. Поэтому, одной из действенных мер по поддержки могло бы стать возмещение части ставки аренды в торговых центрах.

- Но, наверное, есть и определенные возможности у казахстанских производителей по выходу на российский рынок. Например, в связи с санкциями?

- Это хороший момент для входа казахстанских производителей на соседний рынок. Российские бизнесмены, которые ранее завозили товар с Запада, теперь будут искать новые бренды.

Сам по себе российский рынок – это лакомый кусок для развития розничной сети нашего бренда. Существенный плюс – отсутствие таможенных барьеров. Пока бренд Mimioriki не добрался до России. Помешали политические события и девальвация рубля. Но мы уже запланировали целый ряд выставок в соседнем государстве в этом году, чтобы застолбить определенную нишу.

Алиби Саруар

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.