Ресторанный рынок в Алматы за год сократился примерно на 40%. Бизнес, не успев выйти из кризиса, столкнулся с запретами местной администрации на наружную рекламу, передает LS.
Ресторатор Юрий Пааль обеспокоен сокращением числа заведений в городе.
"Сейчас условия для ресторанного бизнеса очень суровые. С начала года в Алматы был введен запрет на наружную рекламу и вывески все убрали. Оставили только название заведения. Наружную рекламу можно делать только платно. Особенно это касается заведений, которые находятся в центре города. Спад идет заметный – около 40% за год. Многие сворачиваются и уходят из бизнеса. Рестораны использовали последние ресурсы в конце прошлого года и к летнему сезону уже закрылись. Посещаемость заведений упала примерно на 80%, а общая выручка – примерно на 60%", - заявил Пааль.
По его словам, после закрытия рестораторы, как правило, уезжают из страны. В основном в дальнее зарубежье, "где нормальные законы и порядки".
"Чиновники не дают возможности для работы, потому что они выполняют план по реконструкции города. Из-за этого большое количество рестораторов сильно страдает. Наш клуб рестораторов, в котором около 200 заведений, не раз обсуждал эту проблему, и практически все участники придерживаются такого мнения. Пока неофициально, но мы думаем в скором времени выступить и поставить администрации города свои условия. Мы считаем, что нужно подписать меморандум с властями города. Мы абсолютно не защищены законом, у нас нет никаких преференций, а нагрузку на нас дают бешеную. При этом основной доход нашего города идет от сферы общественного питания. Ведь даже маленький ресторан платит до 12 млн тенге налогов в год", - добавил ресторатор.
По его мнению, если ситуация не изменится, для отрасли это плохо закончится.
"В 2016-2017 годах новых игроков и инвестиций на рынке было гораздо больше. Они приходили из большого бизнеса, потому что там движения у них не было. Они пришли в малый бизнес, но обожглись очень сильно. Деньги инвестиционные были потрачены, потеряны и большинство этих людей ушло из общепита. Сейчас таких инвестиций я уже не наблюдаю", - заявил Пааль.
При этом, по словам предпринимателя, средний чек продолжает сокращаться. В заведениях категории "B" и "С" посетитель тратит до 5 тыс. тенге. При средней посещаемости – раз в неделю. Хотя с 2007 по 2014 год средний чек был вдвое больше, при этом казахстанцы чаще ходили в рестораны.
"Сейчас рестораны скатились до уровня простых харчевен - просто кормовых пунктов, где можно что-нибудь съесть. Потому что сырье приходится брать самое дешевое, а нанимать зачастую неквалифицированных работников, потому что денег в обороте на большее не хватает. Рестораторы сейчас пытаются попросту выжить", - добавил он.