Казахстан предложили рекламировать с помощью онлайн игр

30 сентября 2014 года
Насколько возможно заработать в Казахстане миллиарды долларов США, не продавая ни грамма нефти и металла на экспорт, рассуждали эксперты, опрошенные LS. По мнению разработчиков онлайн-игр, Казахстан от развития игровой индустрии может получить значительные выгоды и выйти на более высокий уровень. «Судите сами, Казахстан вкладывает огромные деньги в разные направления. Но многие из них заведомо не имеют серьезных перспектив. Хороший пример кино - очень сложно наш фильм пустить в полный прокат даже в России, не говоря уже про Европу, США или Китай. Что дает развитие игровой индустрии? Огромное количество рабочих мест, привлечение талантливых людей в Казахстан, развитие IT-отрасли, отсутствие вредного эффекта для экологии, и серьезные деньги от продаж, которые в полном объеме будут аккумулироваться в стране. Немаловажно, что мы можем в играх рекламировать Казахстан, повышая его туристическую привлекательность. Можно нарисовать Астану в игре, и после этого миллионы людей будут знать про нашу столицу, и многие приедут посмотреть на неё собственными глазами», - заявляет разработчик игры «MadOut» Влад Иванчук. Мало кто знает, что в нашей стране есть разработчики игр. Как правило, это энтузиасты и самоучки, они зачастую выпускают неплохие проекты, однако назвать их «индустрией» довольно затруднительно. «Как таковой игровой индустрии в Казахстане можно сказать нет, а разработчиков игр можно пересчитать по пальцам. Проблема заключается не только в недостатке кадров и соответствующей системы образования, а в особенности неразвитости всего рынка Казахстана. Не секрет, что наша страна может похвастаться лишь рынком сырья, в остальном мы следуем по дорожке более развитых стран Китая и России. Сказывается и малая численность населения. Это вполне нормальные объяснимые факторы», - считает арт-директор студии АРТ-Директор студии «Web Art Promotion» Аскар Сергазиев. Такого же мнения придерживается проект-менеджер игры «Кочевники» Павел Федотов. По его словам, серьезной проблемой является «утечка мозгов». «Профессии в игровой индустрии довольно специфичные. Если человек начал профессионально заниматься разработкой игр, то в других сферах получить работу будет очень сложно. Каждому талантливому человеку хочется реализовать себя. И способные люди, видя, что в Казахстане, они не востребованы, уезжают либо в Россию, либо в дальнее зарубежье. В игровой индустрии России работает довольно много наших ребят. Некоторые просто все бросают и уходят в другие сферы», - отмечает собеседник LS. Все-таки, несмотря на негативные факторы, люди и компании занимаются в Казахстане разработкой игр. Так, в настоящее время разработчик новой гоночной игры «MadOut» Влад Иванчук сообщает, что данный проект уже продается на «яблочных» устройствах, и скоро выйдет на других платформах. «Современные технологии дают возможность продавать интеллектуальный продукт, грубо говоря, не выходя из дома. Наша игра  будет продаваться через игровой магазин «Steam» (аудитория 40 млн человек), через AppStore, дальше Google Play, Widndows Store, дальше Консоли XboxOne и PS4. То есть, потенциальная аудитория проекта поражает воображение, - делится своими планами с LS В.Иванчук. АРТ-Директор студии «Web Art Promotion» Аскар Сергазиев рассказывает о разработанной игре «Nomads», которая доступна всем, кто подключен к интернету. «Мы понимаем, что игра не является 100% мейн-стримом, однако у нее уже есть своя аудитория. Думаю, что все, кому интересна кочевая цивилизация и история Казахстана, будут заинтересованы нашим проектом», - предполагает он. По словам экспертов, в республике постепенно формируются небольшие команды, которые создают игры, но зачастую работают анонимно и не ставят на своей продукции клеймо «made in Kazakhstan». Так, по словам гейм-дизайнера Данилы Плешкова, такие компании делают мини-игры и приложения для мобильных телефонов, вроде собирания шариков или развития фермы. Данные проекты не требуют больших вложений, и их могут сделать несколько человек за пару месяцев. Недорогие игры популярны среди владельцев телефонов и планшетов, и, благодаря цифровым магазинам, их очень легко продавать пользователям по всему миру. «Принцип простой: собирается команда единомышленников в количестве 2-3 человек. То есть они разрабатывают небольшую головоломку или аркаду, выкладывают ее в цифровой магазин. Новинка переживает пик продаж, а потом еще в течение долгого времени, если игра стоящая, люди покупают ее, и деньги поступают разработчикам», - поясняет Д.Плешков. По  его данным, в пик продаж с одной игры такие студии зарабатывают по $15-25 тыс. «Если учесть, что игру создают 3-4 человека за 1-2 месяца, то думаю, что это достаточно хорошие показатели. Не исключен и такой вариант. Представьте, что игру стоимостью 1 доллар скачали несколько миллионов человек, тогда разработчики сразу становятся миллионерами. Такие случаи в мире встречались», - подчеркивает собеседник LS. Однако проект-менеджер игры «Кочевники» Павел Федотов отмечает важность больших вложений в проект, чтоб получить гарантированную прибыль. «В последние годы значительно подорожала точка входа в разработку серьезной игры. Значительно усложнились технологии, дорого стоят оборудование и специалисты. Последние топовые игровые проекты удивляют огромными пространствами, фотореалистичной графикой, проработкой тысяч объектов и продвинутой физической моделью. Сколько может стоить хорошая, технологичная игра? Думаю, что не меньше $50 тыс. Ведущие мировые разработчики и издатели тратят на свои проекты миллионы, а то и десятки миллионов долларов. К слову, в самый дорогой проект последних лет было вложено $266 млн. Но и отдача у таких игр зачастую в несколько раз превышает затраты», - заявляет он. Проект «Кочевники», по словам П.Федотова, был профинансирован за счет государственного гранта, при этом основная доля – это деньги, заработанные самой компанией. «Если быть настойчивым, то найти инвесторов можно. Один мой знакомый дал объявление в интернете о том, что хочет разработать игру и ищет под это дело компаньонов. И люди откликнулись. Были звонки, расспросы, и 2 человека реально инвестировали в проект $15-20 тыс. Думаю, что если в Казахстане появятся разработчики с конкурентными идеями и продуктами, то они смогут найти инвесторов», - добавил П.Федотов. В настоящее время 1,2 млрд человек активно играют в мобильные или онлайн-игры, которые присутствуют на каждом компьютере, ноутбуке, планшете или телефоне. Прогнозируется, что к 2020 году общая выручка игровой индустрии превысит $100 млрд.

Виктор Сапожников

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.