В период карантина франшизы Казахстана потеряли до 80% своего оборота. В то же время пандемия стала шансом значительно увеличить долю отечественного бизнеса на рынке. Об этом LS сообщил глава Ассоциации франчайзинга страны Бекнур Кисиков.
Он пояснил, что, по примерным подсчетам, в период ограничений около 80-85% франшиз были вынуждены приостановить деятельность в карантин.
"В денежном выражении оборот упал где-то на 75-80%. В прошлом году он составлял около $1,7 млрд. В этом году показатель значительно просядет, так как основную долю занимали крупные гостиницы, а также бренды общественного питания. У вторых оборот упал на 30-40%, первые практически не получают доход", – заметил Кисиков.
Он добавил, что в результате пандемии в основном уйдут те, кто не выдержит давления. Глава ассоциации пояснил, что в Казахстане нет брендовой преданности, когда компания долгое время работает в убыток, чтобы пережить кризис.
"У нас компании молодые, и у них нет возможности работать в убыток. В основном уйдут те, кто психологически сломается. Также большой удар придется по туристическому и отельному бизнесу. Кроме того, кризис коснется торговли, которая переживает не самые лучшие времена. Частично закроются рестораны. Выживут те, кто сумеет переформатироваться", – объяснил эксперт.
Продолжая тему ресторанного бизнеса, Кисиков отметил, что в Казахстане много предпринимателей открывали объекты питания на два-три года, а потом закрывали. Сейчас же успешно держатся на рынке те, кто укрепляли свой бренд в течение многих лет. Также, по словам главы ассоциации, в период карантина рестораны будут переходить на более демократичный формат.
"У нас до сих пор слишком много дорогих заведений. Но казахстанцы уже не идут из-за формата красивого богатого места, как в 90-х и нулевых, когда нужен был пафос. Сейчас людям нужна вкусная натуральная еда. Им не важно, как и где сидеть, главное, чтобы было вкусно и недорого. Поэтому демократизация формата будет расти. Предприниматель начнет привыкать к мысли, что прибыль, которую он раньше получал из одного блюда, теперь будет с пяти-шести блюд. Деньги начнут приходить за счет оборота, а не продажи дорогого продукта. Конечно, эксклюзивные люксовые рестораны останутся, но их станет гораздо меньше", – спрогнозировал Кисиков.
В то же время, по словам бизнесмена, карантин стал отличным временем для развития казахстанских франшиз. Собеседник LS отметил, что если раньше предприниматель сам открывал филиалы в регионах, то теперь ему дешевле и выгоднее продать собрать и продать франчайзинговый портфель, чтобы получать роялти.
"Возможно, заработок меньше, но это инвестиции и сохранение ниши", – заметил глава ассоциации.
По его прогнозам, доля отечественных франшиз на казахстанском рынке вырастет с 22% до 35% в следующем году. При этом традиционно успешными будут сфера образования, здравоохранения и питания.
Вместе с тем ухода крупных зарубежных игроков ждать не стоит. Несмотря на то, что из-за роста курса доллара конкурировать иностранным франшизам станет сложнее, у них есть хорошая инвестиционная поддержка. По мнению Кисикова, закроются около 5% брендов из других стран. При этом в основном уход с рынка ожидается со стороны российских представителей, которые работают в тех сферах услуг, без которых в кризис можно обойтись, и на которых казахстанцы экономят из-за пересмотра расходов.
Напомним, ранее Кисиков прогнозировал, что коронавирус грозит франшизам банкротством.