Новый Налоговый кодекс можно вводить, если мы полностью меняем принципы и саму систему

На данный момент остаются несколько недочетов, которые следует пересмотреть

12 сентября 2017 года
    

Прочитал сегодня выступление министра национальной экономики касательно новшеств нового Налогового Кодекса.

Есть очень много интересных вещей, которые предлагаются. И большинство из них достаточно позитивные, но одно могу сказать, все предлагаемые нововведения явно не тянут на новый Налоговый кодекс, все предлагаемые изменения можно просто ввести изменениями текущей редакции Налогового Кодекса.

Это конечно, экспресс анализ и для более детального изучения нужно больше времени.

Я считаю, что новый Налоговый кодекс имеет смысл вводить, если мы концептуально полностью меняем принципы и саму систему налогообложения.

В предложенной редакции все налоги сохраняются, по большинству из них сохраняются принципы исчисления и новые налоги не вводятся и старые не оптимизируются.

Президент недавно в своем выступлении отметил необходимость перехода на прогрессивную систему налогообложения, вот это уже можно отнести как аргумент для нового кодекса.

Вообще, я уже давно писал о том, что одна из главных функций налога, кроме фискальной - стимулирующая. Так вот, прогрессивная система налогообложения - это стимулирующая система налогообложения, которая стимулирует расходование средств, что повышает в стране покупательскую способность. Особенно это актуально для физических лиц. Чем больше доход, тем больше у него должно быть стимулов потрать данный доход в Казахстане. Для этого используется повышенная ставка и система вычетов, таких как вычет на приобретение жилья и процентов по ипотеке, затраты на обучение, лечение и так далее.

Нужно отдельное выравнивание по НДС. Логично, что лучше ввести льготную ставку по НДС и обычную, как это работает в России.

Нужно полностью реформировать систему налогообложения горнорудного комплекса и уходить от системы затраты +, о чем я неоднократно писал.

Нужно изменять систему налогообложения нефтяной отрасли и стимулировать внутреннюю переработку сырья.

Нужна полная реформа социального налогообложения - социальный налог, социальные отчисления и ОСМС (обязательное социальное медицинское страхование – прим. LS).

По ОСМС, также поддерживаю критику президента и сообщества.

Здесь лучше вводить не процент от дохода, а фиксированную стоимость страховки на одного человека, так как помощь всем оказывается одинаковая, а платится по-разному. Кто использует систему ДМС (добровольное медицинское страхование – прим. LS), тому давать возможность не использовать ОСМС. Это позволит увеличить конкуренцию в медицинском страховании и не нести работодателям двойные расходы по ОСМС и ДМС. А людьми это будет восприниматься именно как страховка, а не как налог.

Из положительных моментов нужно отменить введение льгот на периоде геологоразведки, возможность переносить убытки по недропользованию в рамках одного юридического лица и предложения по финансовому сектору.

Это если кратко.

Галим Хусаинов, управляющий директор Банка ЦентрКредит

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.