С начала года объем производства в машиностроении превысил 800 млрд тенге.
Согласно данным правительства, в I полугодии 2024 года показатель выпуска промышленной подукции в отрасли достиг 814,4 млрд тенге. За этот же период было изготовлено 62,4 тыс. автотранспортных средств всех типов, включая прицепы и полуприцепы. В том числе произведено более 57 тыс. легковых машин и 1,1 тыс. автобусов.
По данным кабмина, все предприятия автомобильной промышленности перешли от крупноузловой сборки к мелкоузловой, с применением технологических операций по сварке и окраске кузовов, а также кабин. На заводах, где выпускаются легковые машины, установлены современное оборудование и роботизированные системы, соответствующие высоким международным стандартам. Вместе с тем требования по доле мелкоузлового производства усиливаются ежегодно на 10%. Данная доля должна увеличиться до 50% в 2027 году.
По данным Бюро нацстатистики, объем производства промышленной продукции сферы машиностроения превысил 2 трлн тенге в январе-июне этого года. Это на 9,4% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
При этом данный показатель вырос с 8,8 млн тенге в 1990 году до 4,3 трлн тенге в 2023 году. В том числе за аналогичный период производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось со 172 тыс. тенге до 1,9 трлн тенге.
"В 2023 году в Казахстане было продано почти 200 тыс. новых автомобилей, из них более 70% – это машины отечественного производства. Несмотря на снижение роста рынка в целом, доля наших производителей по-прежнему высока. Мы уже сегодня можем наблюдать, что помимо увеличения рабочих мест, создается мультипликативный рост – с автопромом развиваются смежные отрасли малого и среднего бизнеса", – сообщила президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
Она отметила, что отрасль продолжает активно развиваться и привлекать инвестиции в страну. Помимо двух новых заводов в Алматы (мультибрендовый завод Chery, GWM и Changan) и Костанае (Kia), появятся предприятия по выпуску автокомпонентов. В индустриальной зоне юго-восточного мегаполиса строятся предприятия по производству сидений, мультимедийных устройств, ковриков, подкрылков и брызговиков. В Костанае будут делать выхлопные системы и электрожгуты. В результате реализации проектов планируется создать дополнительно более 7 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций превысит 760 млрд тенге.
Что касается других сфер машиностроения, постановлением правительства трансформаторы и электрические подстанции исключены из национального режима госзакупок. При этом список расширен почти до 1,6 тыс. машиностроительных товаров. Эти шаги направлены на стимулирование внутреннего производства и поддержку отечественных компаний.
В рамках дополнительного соглашения к инвестиционному контракту продлено освобождение от налоговых и таможенных пошлин для проекта по созданию и сервисному обслуживанию железнодорожных локомотивов, а также подвижного состава.
12 июня этого года был подписан протокол переговоров о создании испытательного R&D центра для лифтовой отрасли с грантом от Южной Кореи на порядка $7,53 млн. Этот проект ориентирован на внедрение инновационных технологий и повышение качества продукции. Как сообщили LS в столичном акимате, стоимость лифтостроительного завода в Астане (первая очередь) – 640 млн тенге. Планируется собирать 151 лифт в год. Будет трудоустроен 41 человек.
В городе также строят завод по выпуску электрических двигателей разных мощностей. Проект обойдется в 2,09 млрд тенге частных инвестиций. На предприятии намерены производить 10 тыс. штук в год. Здесь планируют создать 38 рабочих мест.
Помимо этого, будет налажен выпуск строительных подъемных машин и механизмов с дальнейшим производством самоподъемных башенных кранов, фасадных лифтов, тросовых подъемников. Запуск объекта оценивается в 1,39 млрд тенге. Планируют создать 44 рабочих места.
Также в рамках сотрудничества с Евразийской экономической комиссией было принято решение о временном снижении ввозной таможенной пошлины на определенные виды товаров, что способствует улучшению условий для производства электротехнической продукции в Казахстане.
В рамках обеспечения экономического роста на 2024 год было разработано госинвестпредложение на 50 млрд тенге. Деньги направлены для увеличения уставного капитала ключевых индустриальных холдингов страны, включая холдинг "Байтерек", Банк развития Казахстана и "Фонд развития промышленности".
Помимо этого, ранее был принят Комплексный план по разавитию машиностроительной отрасли на 2024-2028 годы. Основной целью является создание диверсифицированной и технологически развитой экономики, внедрения в производство цифровизации, автоматизации и роботизации.
В документе отмечается, что машиностроение является самой высокотехнологической отраслью, которая охватывает 37 подотраслей и обеспечивает оборудованием практически все сферы экономики. Одно рабочее место в данной сфере создает до восьми вакансий в смежных отраслях.
Вместе с тем сохраняется существенная зависимость от импорта. По данным национальной статистики, порядка 40 % импорта страны это машиностроительная продукция ($19,8 млрд из $50 млрд в 2022 году).
При этом на уровне макрорегиона имеется существенный потенциал сбыта данных товаров. Однако ситуация осложняется текущей геополитической обстановкой, высокими инфляционными ожиданиями и рисками, нарушенными как глобальными, так и региональными цепочками поставок товаров. Тем не менее рост экспорта увеличился в 5,7 раза до $3,7 млрд. При этом необходимо увеличить присутствие страны на мировом рынке, которая в 2021 году составляла 0,02%.
Планируется реализация 79 мер по семи направлениям. В том числе будет внедряться механизм по обеспечению доступным сырьем. Финансирование планируется осуществлять с приоритетом на малый и средний бизнес. Ожидается совершенствование налогового законодательства, повышение квалификации кадров.
В результате к 2028 году планируется обеспечить рост ВДС в 4,5 раза, индекса физического объема в 2,2 раза. Объем экспорта увеличится в три раза, а инвестиций – в 1,5 раза. При этом за 2017-2022 годы доля машиностроения в экономике увеличилась с 1% до 1,5%, в обрабатывающей промышленности – с 8% до 13%.