5 ноября в Алматы состоялась флагманская конференция Yandex Cloud – Yandex Scale Kazakhstan. В этом году компания сделала фокус на Neuro: эксперты рассказали, как ИИ помогает приближать будущее, поделились реальными кейсами внедрения и представили сразу несколько обновлений ML-технологий Yandex Cloud.
Конференцию открыли руководитель Yandex Qazaqstan Тимур Шалекенов, генеральный директор Yandex Cloud в Казахстане и Центральной Азии Арыстанбек Джолдасбеков и операционный директор Yandex Cloud Александр Черников.
Спикеры раскрыли, из чего сложилось название конференции: сначала облако стало фундаментом для ИИ, а теперь ИИ становится двигателем развития самого облака. Название Yandex Neuro Scale отражает взаимосвязь нейросетей и возможностей масштабирования, которые дает облако. Yandex Cloud превращается из облачной платформы в AI-Powered Cloud: ИИ стал не просто направлением в продуктовой стратегии, а частью каждого продукта, подчеркнул в своей речи Александр Черников.
"Мы прошли путь от инфраструктуры к экосистеме. И теперь наша миссия – дать бизнесу возможность создавать своих "цифровых сотрудников", внедрять ИИ в ключевые процессы и делать это безопасно, быстро и эффективно. Именно поэтому мы проводим данную конференцию – чтобы быть в контакте с сообществом и открыто делиться накопленным опытом. Как когда-то мы строили экосистему вокруг облака, сегодня мы развиваем экосистему партнеров и интеграторов, которые внедряют ИИ в самых разных отраслях, от ретейла и финтеха до промышленности и госсектора", – делится Арыстанбек Джолдасбеков.
"Под экосистемой мы подразумеваем не только конечные продукты Yandex Qazaqstan, но и технологии, которыми мы делимся с рынком: с компаниями, стартапами, университетами, – отмечает Тимур Шалекенов. – Наши платформы и API открывают возможность каждому использовать ИИ для своих задач".
Также в главном докладе спикеры поделились ключевыми результатами с момента запуска локальной зоны доступности – ЦОД в Караганде. За это время потребление сервисов Yandex Cloud в Казахстане увеличилось в 15 раз, а с начала 2025 года – почти в четыре раза. Всего на сегодняшний день локализовано около 40 сервисов.
Технологические доклады конференции были разделены на три трека: Infra & DevTools, Data и ML & AI. Внутри каждого спикеры поделились новостями компании и практическими примерами применения технологий. Так, в треке Infra & DevTools анонсировали новые возможности Yandex Object Storage и роутинга в Kubernetes®, в треке Data осветили стратегию развития платформы данных Yandex Cloud, event-driven-подход к архитектуре, обновления PostgreSQL и BI-инструмента Yandex DataLens.
В треке ML & AI, который поддерживает главную тему конференции, Neuro, было представлено сразу несколько обновлений ключевых ИИ-сервисов компании.
В числе анонсов – новые возможности Yandex AI Studio, платформы для разработки AI-приложений. Она содержит генеративные нейросети для текстовых и визуальных генераций, технологии синтеза и распознавания речи, среду для обучения и другие ML-инструменты. К ним добавилась технология Realtime API, которая позволяет создавать голосовых агентов, отвечающих практически без задержки.
Развитие агентских решений – часть стратегии Yandex Cloud. В своем выступлении Елена Белоброва, руководитель направления по развитию ML‑сервисов, рассказала, как запустить ИИ-агента в несколько шагов, в чем его отличие от ассистента и как превратить поисковую строку сайта в полноценного ИИ-помощника с помощью Yandex Search API.
Также Елена Белоброва анонсировала масштабные обновления сервисов, связанных с синтезом и распознаванием речи. В рамках Yandex SpeechKit компания создала единый API, который позволяет одновременно с распознаванием преобразовывать результат в нужный формат. Пользователю достаточно указать, что необходимо сделать с текстом: сократить, проверить на ошибки, привести к определенной структуре и т.п. Система работает как с казахским, так и русским языком, может перевести материал с языка оригинала на нужный или оставить в тексте два языка.
Еще одна новинка в рамках SpeechKit – технология создания голосов в синтезе речи: записывается несколько часов речи спикера на русском языке и из этого создается синтез голоса на казахском. То есть спикер может не уметь говорить по-казахски, но получить синтез на этом языке с хорошим произношением.
В обновленной версии сервиса аналитики коммуникаций Yandex SpeechSense появился ассистент, который позволяет делать выводы из русскоязычных диалогов на казахском и наоборот, прикладывать свою базу знаний или скрипт, чтобы анализировать соответствие диалогов менеджера скрипту и получать рекомендации по улучшению, а также задавать абсолютно любой промт и получать результат немедленно, без создания отчетов и долгих настроек.
"Мы делаем большой акцент на потребностях казахстанского бизнеса. Наряду с упрощением доступа к ИИ это также повсеместная поддержка казахского языка и бесшовный переход между казахским и русским. В частности, на конференции мы представили обновления SpeechKit и SpeechSense, расширяющие возможности работы с двумя языками", – делится Елена Белоброва.
Конференция собрала свыше 400 гостей офлайн, и почти 1000 присоединились к онлайн-трансляции.
Запись трансляции доступна по ссылке: https://kz.scale.yandex.cloud/










