Будет ли Google платить налог в Казахстане – мнение

Услуги интернет-компаний могут подорожать для казахстанцев

3 июля 2020 года
    

В Казахстане планируют ввести налог на Google. Эксперты высказали LS мнение о том, как данная мера отразится на бизнесе и кошельках казахстанцев.

Директор департамента налогов и права компании Deloitte в Казахстане Айдана Абдалиева обратила внимание на то, что мажилис рассматривает нормы, которые обяжут иностранные организации, оказывающие услуги казахстанцам через интернет, исчислять и уплачивать НДС в бюджет Казахстана. Компании будут самостоятельно регистрироваться в качестве налогоплательщиков, ежеквартально представлять декларацию по НДС и производить уплату в бюджет Казахстана. Ставка для данной категории будет составлять 12%.

"Важно иметь в виду, что в настоящее время как следующий этап рассматриваются дополнительные нормы обложения иностранных организаций, оказывающих электронную торговлю товарами через Иитернет-площадку гражданам Казахстана", – заметила Абдалиева.

Она высказала мнение, что любой дополнительный барьер повлияет на ведение бизнеса и создаст определенные неудобства иностранным компаниям. Большим организациям скорее всего придется настраивать свои IT-системы для этого, а компании с малой долей бизнеса в Казахстане могут и вовсе рассмотреть выход из рынка, в случае если администрирование данного налога будет несоразмерной нагрузкой в сравнении с той долей доходов, которые компания получает из Казахстана.

"С учетом опыта применения практики в других странах, существует вероятность того, что после введения данная норма повлияет на повышение стоимости такого вида услуг на величину НДС. В итоге нагрузка по возросшей цене конечным образом ляжет на покупателя-казахстанца", – пояснила эксперт.

Абдалиева также высказала мнение, что в случае введения новых правил у налоговых органов Казахстана могут возникнуть сложности в налоговом администрировании иностранных компаний по их выявлению и привлечению к условной регистрации в качестве налогоплательщика, а также взысканию уплаты НДС в бюджет Казахстана в связи с физическим отсутствием таких иностранных организаций на территории страны.

Вместе с тем собеседница LS добавила, что практика ввода налога на Google не нова, и в странах ЕАЭС уже существует порядок налогообложения иностранных компаний, предоставляющих услуги через интернет в электронной форме.

"Учитывая, что в настоящее время в Казахстане данный налог отсутствует, многие интернет-компании, в том числе и такие гиганты, как Google, Facebook, могут свободно продавать свои услуги гражданам Казахстана, при этом налог в бюджет страны не уплачивается. Поэтому рассматриваемые поправки и предусматривают налогообложение таких услуг. Очевидно, что таким образом после введения данного налога увеличатся поступления в бюджет Казахстана", – объяснила Абдалиева.

Она также обратила внимание на то, что новыми правилами будут предоставляться особые условия администрирования для иностранных интернет-компаний, такие как условная (упрощенная) регистрация в качестве налогоплательщика путем направления сообщения на официальный электронный адрес комитета государственных доходов, без налогового заявления в общеустановленном порядке, и отсутствие выписки счета-фактуры в электронной форме.

Абдалиева отметила, что в целом объем таких услуг в Казахстане в сравнении со странами ОЭСР достаточно небольшой. Но с учетом общемировой тенденции это показатель будет только повышаться, и, как следствие, увеличится объем поступления НДС в бюджет от таких иностранных интернет-компаний.

В свою очередь управляющий директор Kaspersky в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии Евгений Питолин положительно высказался на этот счет.

"Я поддерживаю ситуацию, когда все компании на рынке существуют в относительно равных экономических условиях. Другой вопрос, что за налоговыми изменениями должна последовать организационная поддержка со стороны отрасли и государства (МЦРИАП, МИИР) в части выстраивания бизнес-процессов. Так, профильное министерство должно обозначить конкретный тип услуги, коды ТНВЭД для программных обеспечений, условия налогообложения и тому подобное", – заметил Питолин.

Он пояснил, что многие компании и люди в Казахстане используют иностранные сервисы, которые не представлены легитимно на территории Казахстана. Единственный способ оплаты таких сервисов – с личных банковских карт. Это приведет как к невозможности легальной компенсации этих средств сотруднику, так и невозможности легитимного использования этих ресурсов компанией с точки зрения налоговой и управленческой отчетности. Также при оплате личными картами возникают киберриски для пользователя и компаний – актив, зарегистрированный и оплаченный с личных карт или мейлов, сотрудника очень сложно, а иногда невозможно вернуть в компанию, если сотрудник покинул ее.

"На мой взгляд, налоговая легитимность компаний неизбежно приведет к инвестициям в рынок и отрасль, когда начнет появляться локальная служба поддержки в адекватных часовых поясах и с поддержкой государственного языка, когда будет развиваться адекватная партнерская сеть, а не цепочка посредников-перепродавцов. Наличие нормального присутствия в регионе того или иного вендора поможет снизить киберриски для конечного потребителя. В то же время, если ряд компаний примет для себя осознанное решение не присутствовать на рынке, не работать легитимно – это вполне обоснованный бизнес-выбор, и драмы в этом нет. Однако очень бы хотелось, чтобы компании в процессе не поспешили активно перекладывать свои затраты на клиентов", – заключил он.

Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что бюджет может получить 2 млрд тенге с налога на Google.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.