Выскажу свое дилетантское мнение по поводу инфляционного таргетирования.
Что означает инфляционное таргетирование? По сути, это достижение установленных параметров инфляции за счет различных методов влияния на экономику. Большая часть таких методов находится в видении Национального банка. Самое главное, нужно понимать, как каждый из предлагаемых методов влияет на инфляцию. Есть методы, которые в Казахстане при изменении не принесут должного влияния, например, изменение процентных ставок в период ограниченной ликвидности. Нет смысла менять ставки, если нет ликвидности. А вот, например, изменение курса тенге значительно влияет на инфляцию в стране. Хотелось бы увидеть математическую или хотя бы статистическую модель влияния каждого метода на инфляцию в стране.
Глобально на инфляцию можно влиять через управление спросом или через управление предложением, и в основном это следующие методы (те, которые известны мне). Каждый из методов можно еще детализировать на подметоды, но мы в это углубляться не будем. Изменение потребительского кредитования за счет предоставления ликвидности. БВУ (банки второго уровня) дают деньги, которые они предоставляют населению, тем самым население приобретает на них автомобили, недвижимость, бытовую технику и т. д.
При высокой инфляции ограничивают ликвидность и потребление сокращается, однако это влияет на экономический рост, так как сокращение потребления сокращает производство. Изменение предложения в стране за счет изменения ликвидности - примерно то же самое, что и первое, только за счет ликвидности регулируют производство (оборотные средства и инвестиционные кредиты). Изменение потребления за счет изменения процентных ставок. Больше ставки - меньше потребуются кредиты, которые уменьшают инфляцию. Однако в такой модели есть и другая сторона медали - ставки между потребителями и производителями координируются, поэтому при увеличении ставок происходит увеличение себестоимости у производителей, что влияет на стоимость товара и увеличивается инфляция. Изменение государственных расходов. Увеличение государственных расходов провоцирует спрос в стране и увеличивает инфляцию, однако, в период кризиса, за счет государственных расходов можно поддержать экономический рост в стране.
Также, при высоком государственном спросе стимулируется и предложение за счет заказов. Изменение фискальной политики. Например, при увеличении налоговой нагрузки увеличивается себестоимость продукции, что влияет на конечную стоимость продукции, с другой стороны, при предоставлении различных вариантов вычетов при высоком подоходном налогообложении возникает стимулирование потребления, что хорошо сказывается на экономике, но увеличивает инфляцию. Уменьшение налоговой нагрузки сокращает себестоимость и уменьшает инфляцию. Вообще, государственная фискальная политика - это отдельная тема, которая у нас пока что никак не использовалась для государственного регулирования экономики. Изменение валютного курса. При изменении курса доллара США по отношению к тенге мы все сразу же чувствуем наличие инфляции, так как потребительские товары в основном импортируются.
При бурном экономическом росте, чтобы сдержать инфляцию, мы снижаем курс доллара по отношению к тенге, тогда импортные товары дешевеют и тем самым сбивают цены внутри страны и мы сокращаем инфляцию. Все мы помним, когда в период бурного роста в середине 2000-х курс доллара снижался. Но при экономическом спаде или стагнации, дабы поддержать своих товаропроизводителей, мы, увы, не можем обесценивать тенге, так как мы тогда выйдем за рамки коридора инфляционного ожидания, что не соответствует самой политике инфляционного таргетирования. Вернее, мы можем, но незначительно, так как инфляцию мы прогнозируем всегда умеренную, а обесценение, которое было бы приемлемо нашим производителям, требуется высокое. Это связано в первую очередь с тем, то Казахстан относится к странам сырьевым, которые в основном потребляют иностранную продукцию, а экспортируют сырье. У многих сырьевых стран курс привязан к доллару США. Протекционизм, или таможенное регулирование. За счет изменения ввозных и вывозных пошлин регулируется стоимость импортного товара. Минус такого метода заключается в том, что тем самым мы не развиваем конкурентную среду, но для начинающих отраслей это может быть хорошим методом.
Увы, сейчас этот метод находится руках ЕАЭС. Антимонопольное регулирование. За счет регулирования цен монополистов возможно также влиять на инфляцию в стране. К слову, во многом благодаря этой политике при девальвациях сдерживали инфляцию в стране в краткосрочном периоде. Изменение валютного регулирования позволяет регулировать доступ к международным финансам, что также влияет на спрос и предложение. Основная проблема Казахстана заключается в том, что инфляционное таргетирование у нас как термин обозначился именно как альтернатива валютному регулированию.
Другими словами, Национальный банк будет регулировать инфляцию, а не курс, и если курс в стране будет падать, и это не выходит за рамки коридора, то НБ будет допускать такое падение. В принципе, это верно и правильно, но только в странах, где: Высокая локализация производства, соответственно, большинство потребляемых продуктов производится внутри страны. Достоверная информация по инфляции. Не сильно доверяю я информации статистического агентства. Методика непрозрачная и запутанная. Когда по ощущениям цены поднялись на 20%, а пишут на 7%, думаешь, что ощущения у меня не совсем верные. Развитый финансовый и фондовый рынок с равными возможностями для всех финансовых агентов, а не для избранных.
Я не хочу критиковать предложенную Национальным банком программу. Уверен, что в ней есть много чего хорошего, но в этой ситуации главным будет, какие принципы будут использованы при внедрении. Если просто голословное внедрение, то это примерно будет так же как с внедрением валютной корзины при определении курса тенге год назад. Одно точно не смог понять, чем же комитет по денежно-кредитной политике отличается от правления Нацбанка. Логично было бы внедрить в комитет независимых экспертов. Также хотелось бы увидеть фискальную политику государства, а то эта история с НДС и НСП не совсем понятна. А в налоговом законодательстве у нас много что нужно изменять, начиная от кривой системы налогообложения недропользователей и заканчивая подоходным налогообложением.
Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest.