Аналитик подсказал, как правильно изымать сверхприбыль у производителей бензина

Рост акцизов должен сопровождаться установлением потолка цен

18 января 2022 года

Касым-Жомарт Токаев поручил изымать часть прибыли производителей бензина посредством акцизов. Как правильно изъять маржу, чтобы это не отпугивало производителей и не увеличило розничные цены, рассказала LS старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак.

Собеседница полагает, что под данным акцизом президент подразумевал увеличение налогообложения производителей бензина и нефтепродуктов в целом.

"Дело в том, что сам акциз представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара, его обыкновенно уплачивает потребитель. Данный вид налога используется для регулирования спроса, а не предложения. Рост акцизов, к примеру, на табак приводит к его удорожанию. А из-за роста цены уменьшается величина спроса на этот товар. Акцизы на бензин также используются в мире, но не столько для изъятия сверхприбыли производителей, сколько для сокращения спроса со стороны потребителей на него и перехода на более экологичное топливо", – пояснила Пак.

По ее словам, рост акцизов будет сопровождаться изъятием сверхприбыли только в случае, если еще будет установлен и потолок цен.

"Иначе рост акцизов просто приведет к увеличению цен на бензин со стороны производителей – то, чего мы как раз пытаемся избежать. Но установление потолка цен на бензин – не рыночный способ регулирования", – отметила аналитик.

По мнению Пак, для того чтобы эффективно изымать сверхприбыли и регулировать монопольные цены на топливо, следует тщательно изучить структуру розничных цен данного товара.

"К примеру, в 2015 году в России изучили структуру цены на АИ-95. В нем сама стоимость нефтепродуктов составляла только половину от конечной цены. Остальное занимали операционные затраты, премии внутреннего рынка, акцизы, НДС и налог на прибыль, а также чистая топливная маржа. Для того, чтобы изъять сверхмаржу, не исказив стимулы к производству и не увеличив конечные цены для потребителя, нужно также провести анализ структуры цен на топливо в Казахстане", – подчеркнула Пак.

Напомним, в Казахстане обсуждают введение акциза на оптовую реализацию производителями бензина, за исключением авиационного, в размере 38 134 тенге за тонну (24 435 в текущей редакции), дизельного топлива – 35 726 тенге за тонну (сейчас 9 300 тенге в июле-ноябре и 540 тенге в декабре-июне), газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов и экологического топлива – 38 134 тенге за тонну (сейчас 24 435 тенге).

Ставка на розничную реализацию производителями на собственные производственные нужды предлагается в размере 38 634 тенге за тонну бензина (сейчас 24 935 тенге), 35 786 тенге за тонну дизельного топлива (сейчас 9 360 тенге в июле-ноябре и 600 тенге в декабре-июне), 38 634 тенге за тонну газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов и экологического топлива (сейчас 24 935 тенге).

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.