Итальянский бизнес может выступить партнером для проектов вокруг Транскаспийского международного транспортного маршрута. Такое мнение озвучил российский политолог Артем Данков.
Эксперт напомнил, что осенью 2023 года президент Касым-Жомарт Токаев анонсировал изменение экономического курса страны, что было в очередной раз подтверждено в ходе визита в Италию в январе 2024 года.
"Это означает, что в ближайшие год-два будут приняты серьезные экономические решения. Если мы говорим о контексте экономических реформ, то это в первую очередь демонополизация экономики, еще большая ее открытость, привлечение дополнительных инвестиций и диверсификация этих инвестиций", – добавил Данков.
По словам политолога, Казахстан будет искать инвесторов и партнеров везде.
"Логика, которую можно понять: задача модернизации экономики непростая, и здесь только внутренними резервами и силами не справиться", – пояснил Данков.
Эксперт также напомнил, что в ходе встречи с итальянской стороной Токаев отдельно остановился на создании инвестклимата, отвечающего высоким мировым стандартам. И это, по мнению Данкова, прежде всего месседж итальянским и европейским бизнесменам.
"Смысл сводится к тому, что Казахстан будет более открыт, деятельность для иностранных инвесторов на территории Казахстана будет более прозрачной. По мнению руководства страны, это должно сподвигнуть иностранных инвесторов к более активному участию в экономических трансформациях Казахстана", – пояснил политолог.
Данков добавил, что проекты, анонсированные вокруг Транскаспийского международного транспортного маршрута, – это продолжение курса, о котором президент говорил на протяжении всего 2023 года. По мнению политолога, Казахстан намерен диверсифицировать эти направления, каналы экспорта и его структуру.
"Одно из направлений – Транскаспийский международный транспортный маршрут через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и дальше Черное и Средиземное море. И Италия приглашается в качестве соучастника, соинвестора и партнера, который потенциально мог бы вложиться в создание маршрута, потому что основная проблема на пути диверсификации казахстанского экспорта – это отсутствие инвестиций. Новую инфраструктуру нужно создавать, здесь нужны партнеры не только финансовые, но и технологические, поэтому Италия может выступить таким партнером", – считает Данков.
Он отметил, что данная европейская страна является крупнейшим рынком для казахстанского экспорта, в первую очередь – нефти. Данков подчеркнул: каждая третья тонна экспортируемой нефти предназначена для итальянского рынка.
"Вообще, если взять в целом Средиземноморье, Италию, Испанию, Грецию из европейских стран, и если прибавить к ним Турцию – это почти половина казахстанского экспорта. Поэтому взаимодействие со странами региона – это важная возможность, чтобы сверить часы, обсудить с представителями власти Италии, с представителями итальянского бизнеса основные моменты, связанные с расширением казахстанского экспорта и диверсификацией маршрутов", – резюмировал эксперт.